Университеты лидируют по степени цифровой зрелости при сравнении различных уровней образования. При этом ведущие вузы несколько лучше, чем остальные, оснащены мультимедийным оборудованием, высокоскоростным интернетом; здесь непосредственно на занятиях уделяется больше внимания развитию продвинутых навыков (включая использование специализированного ПО). Эти и другие тенденции выявили авторы аналитического доклада в рамках Мониторинга экономики образования, посвященного формированию цифровой среды в образовательных организациях различных уровней.
Цифровая трансформация различных уровней образования происходит неравномерно. По мнению авторов доклада, в сфере высшего образования складываются более благоприятные условия для масштабной кибернетизации, в том числе благодаря лучшей ресурсной обеспеченности. Несколько отстает школьное сообщество. Например, компьютерами для учебных целей оснащены 85% школ. Наименее благоприятная ситуация — в сфере среднего профессионального образования (СПО), где внедрение ИКТ носит фрагментарный характер.
Аналитики отмечают существенные различия и по уровню развития цифровых сервисов. Электронная информационно-образовательная среда в вузах предоставляет доступ к расширенному контенту, развивается в пользу формирования единого онлайн-пространства, в то время как в профессиональных образовательных организациях и школах ее пока используют в качестве информационной базы.
Наиболее масштабно (на 78% от необходимого уровня) вузы обеспечены компьютерами в компьютерных классах и на автоматизированных рабочих местах. При этом оснащенность образовательных и научных подразделений примерно одинаковая.
В основном как наиболее актуальное и современное респонденты определяют состояние универсального ПО (офисные приложения), а также некоторого ПО, используемого в учебной работе (электронных пособий, программ компьютерного тестирования). Хуже состояние специализированного ПО, используемого в учебных и исследовательских целях, позволяющего формировать и развивать профессиональные навыки.
Профессора и педагоги в целом положительно оценивают введение гибридного формата обучения или замену обычных курсов на качественные массовые открытые онлайн-курсы (МООК) для общих дисциплин. Но при этом они скептически относятся к МООК по специальным дисциплинам.
Как показывают результаты комплексной оценки по методике Евростата, студенты и преподаватели вузов обладают большей грамотностью в области цифровых soft skills по сравнению с базовыми группами населения. Не менее 85% (в зависимости от группы навыков) работают с ПО, имеют цифровые коммуникационные навыки. При этом для повышения кибербезопасности 70% студентов используют антивирусное ПО (соответствующая доля преподавателей незначительно выше).
Производить операции с офисными приложениями может подавляющее большинство преподавателей и студентов вузов. Менее радужно дела обстоят с языками программирования: их владение доступно меньшинству. Как правило, респонденты активно общаются с помощью соцсетей, но ограниченно осваивают специальные программные приложения для обмена информацией и совместной работы (45% преподавателей и 32% студентов), сервисы для организации онлайн-мероприятий (86 и 59% соответственно). Как минимум базовый уровень грамотности в установке и настройке цифровых устройств, операционных систем или ПО имеют 60% ППС и только половина студентов.
Для эффективного обучения в вузе важен уровень цифровой грамотности, которого достигли обучающиеся к моменту выпуска из школы. Наращивание цифровых навыков в школе происходит на протяжении всего периода обучения, но разными темпами. К моменту окончания основной школы большинство обучающихся как минимум на базовом уровне владеют текстовыми редакторами, ПО для работы с аудио- и видеофайлами, электронными презентациями и таблицами. Качественный скачок в накоплении цифровых навыков происходит при переходе из 9-го в 10-й класс, когда осуществляется закрепление полученных ранее навыков и выход на продвинутый уровень, активно осваиваются основы программирования и анализа данных. Выпускники средней школы обладают базовым набором цифровых компетенций и общей цифровой культурой. А это значит, что абитуриенты вузов имеют более богатое цифровое портфолио, чем абитуриенты программ СПО (обычно это выпускники 9-х классов), и лучше подготовлены как к продолжению обучения, так и к выходу на рынок труда. Студенты СПО значительно отстают от своих сверстников — студентов вузов 1–2-го курсов, а в некоторых аспектах проигрывают и старшеклассникам. Прежде всего обращает на себя внимание разрыв по базовым цифровым навыкам (например, работа с контентом в универсальном ПО), составляющим основу цифровой грамотности. Студенты вузов применяют наиболее разнообразные практики использования цифровых сервисов и инструментов, лучше всего владеют базовыми цифровыми навыками, однако испытывают некоторый дефицит навыков работы со специализированным ПО: около 25% студентов выпускных курсов с ним не знакомы.
Эксперты обнаружили, что цифровая грамотность студентов вузов дифференцирована не только по уровням системы высшего образования (самые низкие показатели принадлежат специалитету), но и по типам вузов. Лидирующую позицию занимают ведущие вузы.
Также профиль подготовки имеет значение. «Обучающиеся математическим и естественным наукам, инженерному делу существенно опережают студентов других профилей по уровню владения специализированным ПО», — отмечают авторы доклада.
В рамках Мониторинга экономики образования в сфере высшего образования более чем в 75 регионах РФ опрошены руководители гражданских вузов, ИКТ-служб, образовательных и научных подразделений вузов, профессорско-преподавательский состав, студенты очной формы обучения. В сфере СПО почти в 80 регионах РФ опрошены руководители профессиональных образовательных организаций, преподаватели и мастера производственного обучения, студенты очной формы. Что касается школьного образования, опрошены учителя и родители школьников более чем в 70 регионах РФ.
В ходе опросов методом CAWI (Computer Assisted Web Interviewing) оценивались важнейшие аспекты развития цифровой образовательной среды, такие как обеспеченность цифровыми ресурсами, использование педагогами и обучающимися компьютерной техники и электронных средств, уровень цифровых навыков. Ответы родителей школьников, а также студентов колледжей и вузов позволили получить информацию о цифровых навыках молодежи и роли образовательных организаций в их развитии.
Источник: НИУ ВШЭ