Выбираю•IT помогает в выборе будущей профессии абитуриентам
и студентам, в развитии профессиональных навыков молодым специалистам,
в выборе дополнительных программ обучения и специальных курсов.

О портале Каталог профессий

Олимпиада «Высшая проба»: окончание регистрации

5 ноября заканчивается регистрация на олимпиаду «Высшая проба» для абитуриентов бакалавриата и специалитета. Один из профилей олимпиады, «Электроника и вычислительная техника», посвящен инженерной предметной области. Мы расспросили об олимпиаде и тонкостях участия в ней призеров и победителей прошлого года, ставших студентами 1 курса МИЭМ.

Определить правильную стратегию подготовки к поступлению, грамотно распределить ценное личное время – задача, с которой сталкивается каждый старшеклассник, желающий учиться в Высшей школе экономики или другом сильном вузе. Бой идет на два фронта: ЕГЭ само собой, но кто не желает стать призером или победителем профильной олимпиады?

Олимпиада «Высшая проба» по профилю «Электроника и вычислительная техника» - одна из тех, где победа или призерство дают право поступления без вступительных испытаний (БВИ) на образовательные программы «Информационная безопасность», «Информатика и вычислительная техника» и «Инфокоммуникационные технологии и системы связи».

Что это за олимпиада, в чем ее уникальность, как к ней готовиться, на что обратить внимание – рассказываем на примере ребят, которые прошли этот путь, стали призерами/победителями и теперь учатся на первом курсе МИЭМ.

Об олимпиаде в целом. Как ребята к ней пришли и как готовились

Виктория Зараменских – студентка 1 курса образовательной программы «Информатика и вычислительная техника». Ее пример – свидетельство того, что в течение одного года можно самостоятельно подготовиться и написать олимпиаду на «победу». Разумеется, если есть настрой и желание. Виктория узнала об олимпиаде на сайте Вышки, когда просматривала все направления «Высшей пробы». Посмотрев задания, она решила принять участие в предварительном отборочном этапе, причем, помимо направления «Электроника и вычислительная техника», девушка попробовала силы также в олимпиадах по математике и… китайскому языку.

Предметная область олимпиады идеально подходит тем, кто любит не только информатику или только физику, а сделал свой выбор в пользу обоих предметов. Для успешного прохождения олимпиады ребятам предстоит решить 8 задач из физики и 8 из информатики, какие-то задачи требуют углубленных школьных знаний, какие-то – особых знаний из областей, перечисленных в перечне и содержании тем. Именно он очень помог Виктории в подготовке. Чтобы занять призовое место в нашей олимпиаде, участнику нужно хорошо разобраться и подготовиться в избранных темах, перечисленных на сайте.

«Пробный этап по «Электронике и вычислительной технике» условно можно поделить на 2 части - электричество и информатику, где одно из заданий это код, но остальное только информатика. И если со второй частью у меня было все отлично, то по физическому треку было больше проблем», - рассказывает о своем опыте прохождения отборочного этапа Виктория. В подготовке по физическому треку как раз помогли материалы, размещенные в перечне.

Павел Блинов, также студент 1 курса «Информатики и вычислительной техники», пришел к участию в олимпиаде совсем другим путем: «Узнал об олимпиаде на курсах по С++, проводившихся в МИЭМ для учеников инженерных классов». Павел закончил московскую школу, входящую в эту программу.

О мотивации и личной стратегии подготовки первокурсник сказал так: «Готовиться к олимпиаде я решил, по правде говоря, именно для поступления. ЕГЭ - та еще лотерея, особенно в беспокойную весну и лето 2020. Когда будет ЕГЭ (и будет ли вообще), было до последнего непонятно, и у многих людей, не имеющих в кармане БВИ, начиналась настоящая паника. Ну, это уже мысли после объявления результатов. Конечно, заранее предугадать результат нельзя, так что пришлось перепробовать множество олимпиад. Для подготовки к задачам по физике использовал олимпиадный курс М.А. Пенкина по электродинамике, в заданиях по Arduino опирался на прошлый опыт, увлекаюсь этим еще со средней школы».

Как еще можно подготовиться к олимпиаде: интернет-школа инженерных наук

Порой, ребятам бывает нелегко собраться и начать повторять материал перед олимпиадами, ведь очень важно структурировать все имеющиеся знания, выстроить стройную и логичную схему по повторению пройденных и изучению новых тем. В этом школьникам может помочь интернет-школа инженерных наук.

Участником может стать ученик 8-11 класса, заинтересованный в углублении школьных знаний и получении дополнительных для расширения своего кругозора.

Обучение базируется на подробном решении задач по мере ознакомления с теоретическим материалом. Для большинства задач существует несколько способов решения, поэтому задача любого уровня сложности требует внимания и теоретической проработки. Слушателям курса будут предложены тесты для проверки знаний и закрепления практичеких навыков по каждой теме. Получить ответ на любой, даже самый каверзный вопрос, слушатели смогут на форуме курса.

Второй (финальный) этап олимпиады: как готовились, как писали, некоторые советы от «бывалых»

Подготовка ко второму этапа заняла у Виктории значительно больше времени: «С Arduino я не была знакома, но сильно облегчили задачу знание C++ и инструкция по работе с tinkercad на том же сайте с материалами по подготовке. В каких-то темах действительно приходилось разбираться самой, но базу дала именно школа, где на уроках помимо обычной программы мы решали задачи олимпиадного уровня, так как преподаватели были молодыми и имели надежду на получение дипломов олимпиад у своих учеников».

А еще помогло детское увлечение!  «Чуть-чуть ностальгии: в детстве у меня был конструктор из различных электронных элементов, и было неожиданно приятно вернуться к нему в взрослом возрасте, хотя это уже далеко не игра», - добавила Виктория.

Павел о своей подготовке ко второму этапу рассказал следующее: «Конечно, важна концентрация. Подготовка занимала фактически все свободное время. Конкретно по этой олимпиаде могу сказать, что основная сложность - не содержание заданий, а время, которого на решение дается критически мало, особенно на теоретическую часть. Для меня это оказалось сюрпризом. И еще: на олимпиаде пишите в бланк вообще все, что приходит в голову. Даже если полноценно решить задание не получается, за какие-то наметки решения, базовые идеи можно получить баллы. Я, например, стал призером второй степени именно благодаря этому, проскочив по нижней границе».

А что дальше?

Говоря о приобретенных навыках и знаниях, оба собеседника отметили интересную работу с Ардуино. Виктория рассказала, что это был ее первый опыт работы с платформой, а Павел акцентировал практическую ориентированность этого раздела олимпиады.

Сейчас ребята обучаются на образовательной программе «Информатика и вычислительная техника». Говоря о том, какой сегодня представляется собственная дальнейшая траектория в образовании, Павел отметил важную особенность программы: «Я еще не решил, в какое направление программирования хочу углубляться. ИВТ хорошо подходит для таких "неопределившихся" - тут есть все, от микроконтроллеров до мобильных приложений. Без самостоятельной работы нигде не обойтись. Особенно в программировании, где актуальные технологии меняются куда быстрее, чем могут меняться учебные планы. Здесь я уже имею довольно большой опыт, в ближайшее время хотелось бы углубиться в мобильную разработку».

Сегодня электроника и вычислительная техника – очень актуальное направление, специалисты в этом стеке профессий получают зарплаты гораздо выше среднего и занимаются интересными и нетривиальными задачами, поэтому в России, да и во всем в мире, тысячи абитуриентов идут на инженерные ИТ-программы, не представляя, что это такое.  А здесь абитуриент может попробовать свои силы, понять, что получается лучше, а что хуже.


Источник: МИЭМ НИУ ВШЭ

 
Проект Издательского дома "Положевец и Партнеры"

По вопросам партнерства обращайтесь по электронной почте chooseit@samag.ru

Телефон: +7 499 277-12-45