Проект по созданию онлайн-курса «Компьютерное моделирование» выиграл грант Министерства науки и высшего образования РФ.
В июне 2020 года комиссия от Министерства науки и высшего образования РФ отобрала 57 проектов по созданию онлайн-курсов и выделила каждому грант на реализацию. В числе грантополучателей, подтвердивших свою значимость для образования, оказался проект команды ИКТЗИ с онлайн-курсом (МООК) «Компьютерное моделирование».
В рамках реализации решений Ученого совета по вопросу «О цифровизации КНИТУ-КАИ» для развития открытой образовательной среды КНИТУ-КАИ в 2019 году был выбран курс на создание своих онлайн курсов. Первой ступенью на этом пути явился Конкурс на создание массовых открытых онлайн-курсов КНИТУ-КАИ. На итоговом заседании жюри, 25 июня 2019 года, авторы защитили свои заявки, обосновав актуальность, перспективность выбранных тем для разработки МООК. Среди победителей был и проект по созданию онлайн-курса «Компьютерное моделирование». Руководитель проекта и автор курса Светлана Новикова рассказала, с чего начинался курс, кто участвует в реализации проекта и почему нет ничего лучше живого общения с аудиторией.
О курсе
Курс «Компьютерное моделирование» предназначен для студентов бакалавриата. В КНИТУ-КАИ, в частности, его изучают во втором семестре третьего курса те, кто учится по направлениям «Прикладная математика», «Информатика и вычислительная техника». Курс обзорный, подходит для технических специальностей в общем. По условиям гранта курс должен быть готов в сентябре, поэтому мы сейчас активно снимаемся.
Перед тем, как я начала его читать пять лет назад, я ознакомилась с другими курсами по схожей тематике: выяснилось, что каждый преподаватель фокусируется на каком-то одном разделе моделирования, тем самым сужая представление студентов о возможностях компьютерного моделирования. Поэтому я решила сделать обзорный курс: у меня есть блоки «Аналитическое моделирование», «Регрессионный анализ», «Имитационное моделирование», в конце – блоки по искусственному интеллекту и нейронным сетям. Проходя курс, студент получает широкие базовые навыки, и все это подкрепляется лабораторными работами, где он может модели, изученные на лекциях, реализовывать на практике. Было бы здорово, если мои студенты могли пользоваться разрабатываемым онлайн-курсом. Он будет выложен на платформе Stepik и на площадке СЦОС РФ.
Конкурс [по отбору курсов на конкурс МООК] проходил внутри университета, и на ученом совете в декабре были подведены итоги. Тогда же мы начали писать сценарий видеолекций, разрабатывать программу онлайн-курса, и с февраля приступили к съемкам. К тому моменту, как мы выиграли грант, у нас уже были наработки.
Курс очень интересный, емкий, там много составляющих, и из-за этого он может быть очень ярко представлен. Он не монотонный, не тяжелый. Можно привести яркие примеры, с экспериментами. Думаю, именно поэтому его и отобрали, когда мы подались на конкурс МООК.
Опыт
Это не первый опыт создания онлайн-курсов. В 2015-2019 г КНИТУ - КАИ выиграл грант на создание курса для портала «Образование на русском». Этот курс был ознакомительным и показывал возможности КАИ в плане обучения на русском языке. Нас было около 10 преподавателей, мы готовили каждый свою часть курса. Например, я готовила материалы по математическому моделированию, теории игр. Это был первый подобный опыт, и он очень помог в будущем.
Команда
Сейчас наш коллектив состоит из трех человек. Это я и два преподавателя с нашей кафедры: кандидат технических наук, доцент Валитова Наталья Львовна и старший преподаватель Кремлева Эльмира Шамильевна. Мы дружим с 1990-го, с того самого момента, как поступили в КАИ на кафедру прикладной математики. Мы вместе учились на специалитете 5,5 лет, потом остались на кафедре. Нашей дружбе исполняется в это году 30 лет! Поэтому мы не просто коллектив соавторов, но команда очень близких друзей. Это не первый наш совместный проект, мы уже настолько сработались, что понимаем друг друга с полуслова и работаем очень продуктивно.
Изначально мы договорились распределять работу поровну: каждый делает всё, но понемногу. Но в процессе поняли, что это не лучший вариант, поэтому распределили обязанности таким образом: я занимаюсь видеолекциями, и я же являюсь «говорящей головой» (у меня есть опыт публичных выступлений); лабораторными работами – Эльмира Шамильевна (она является моим ассистентом на кафедре); Наталья Львовна – специалист по базам данных, и она выкладывает материалы на образовательную платформу, формирует тесты.
Онлайн и оффлайн
Я считаю, что в условиях эпидемии, когда мы физически не могли читать лекции очно, вариант с онлайн-обучением лучший. Какие-то элементы удобнее проводить дистанционно, например, промежуточную аттестацию. Тот курс, который мы сейчас разрабатываем - видеолекции, лабораторные работы, практические, лекции в текстовом виде, примеры – это лучший вариант, если человек не может слушать живого лектора. Но лучше живого общения с аудиторией нет ничего. Когда я читаю в аудитории, я получаю обратную связь. Я могу следить за их реакцией. Вот я вижу: они заскучали, я сразу понимаю, что нужно привлечь внимание. Если начинается оживление через край – то я понимаю, что темп нужно уже сбавить, переходить на формулы, например. А когда это записанная лекция, обратной связи нет, и не всегда можно угадать интересы аудитории. Тем не менее, в онлайн-курсе есть средства организации обратной связи, которые мы активно используем.
Источник: КАИ