Утечка мозгов – в обратную сторону!
Она и стала очередным «экспонатом» нашего виртуального музея компьютерных и информационных технологий.
За первое послевоенное десятилетие такое уже случалось: в СССР трудились принудительно доставленные туда «трофейные» немецкие ученые-ракетчики и добровольно эмигрировавший итальянский физик Бруно Понтекорво – будущий академик, лауреат и орденоносец.
Но в области электроники подобное случилось впервые – в те далекие пятидесятые годы два американских специалиста-электронщика оказались в СССР. И не просто, сменив имена и фамилии, они «прописались» на всю оставшуюся жизнь за «железным занавесом», но во многом способствовали созданию «советской Силиконовой долины» – подмосковного Зеленограда.
К 1962 году подмосковный город-спутник уже строился, но как «город текстильщиков».
И в процессе строительства был «переформатирован» в город электронщиков – по инициативе тогдашнего председателя Госкомитета по электронной технике Александра Шокина. А последнего убедили в необходимости создания отечественного наукограда – центра микроэлектроники (своего рода ответ на американскую Силиконовую долину) – два специалиста, Иосиф Берг и Филипп Старос. Как стало известно позже – перебежавшие в СССР американцы Джоэль Барр
и Альфред Сарант! Их история – это готовый шпионский боевик. Ничего выдумывать не надо!
Оба родились в Нью-Йорке – Джоэль Барр в 1916 году в еврейской семье выходцев с Украины, а этнический грек Альфред Сарант – годом позже. Во время учебы в City College of New York Барр вступил – вы не поверите! – в местный «комсомол»! Когда началась война, оба служили в армейской лаборатории связи, там и познакомились. Барра вскоре из лаборатории «ушли» – за связи с коммунистами, но без работы он не остался – устроился в компанию Western Electric.
А Саранта, вступившего в компартию в 1944 году, американские спецслужбы откровенно «прозевали». Притом что оба уже вовсю работали на советскую разведку (бескорыстно – от предложенного советским резидентом солидного вознаграждения отказались принципиально!), передав ей ценные секретные сведения – о разрабатываемых радаре, авиаприцелах, аналоговых компьютерах для систем управления огнем…
После войны друзья-шпионы еще успели основать собственную компанию Sarant Laboratories (впрочем, вскоре разорившуюся), после чего их пути разошлись. Но не прекратились контакты с советской разведкой. Тучи над обоими стали сгущаться после знаменитого суда над супругами Розенберг в 1950 году. Друзья бежали из США – Барр через Париж в Чехословакию, а Сарант (после работы в Корнеллском университете) – туда же, но кружным путем (через Мексику). В Праге оба получили от советских кураторов новые имена и биографии, став соответственно Иосифом Бергом и Филиппом Старосом. И 1956-м перебрались в СССР.
На своей новой родине Старос возглавил закрытую лабораторию СЛ-11 в Ленинграде, позже преобразованную в КБ-2, где работал и Берг. Под их руководством были созданы первая отечественная настольная ЭВМ (УМ-1) и ее модификация, за что оба удостоились Государственной премии. А затем «пробили» через высшее советское руководство идею наукограда –
центра электроники. Того самого Зеленограда. И главного своего детища – НИИ полупроводниковой электроники, известного, как «почтовый ящик» НИИ-35.
После распада СССР Берг еще несколько раз побывал на своей первой родине и умер в Москве в 1998 году. А Старос, испортив отношения с партийным начальством, перебрался в далекий Владивосток, где возглавил отдел в Институте автоматики и процессов управления (ИАПУ) Дальневосточного научного центра АН СССР. А потом создал и возглавил Институт искусственного интеллекта. Плюс три неформальных клуба – английский яхт-клуб, английский музыкальный и английский же клубы на филфаке Дальневосточного университета. Умер Старос раньше друга и коллеги – в 1979-м.
Как бы сказал писатель Курт Воннегут, «такие дела». И такие люди… А созданный при их активном участии Зеленоград сегодня – это «место прописки» двух десятков научных и технических организаций, связанных с отечественной электронной промышленностью.
Владимир Гаков