Антон Савин: «Сегодня мы даже на рабочих специальностях учим программированию»
Омский авиационный колледж имени Жуковского готовит специалистов для ИТ-сферы уже 24-й год. Это третье по счету в миллионом Омске учебное заведение (после двух вузов – ОмГУ и ОмГТУ), которое в свое время поверило в перспективность направления информационных технологий и не прогадало. Сегодня выпускники колледжа работают в органах власти, развивают свои ИТ-компании, трудятся в разных регионах России.
– Антон, все когда-то начиналось. Как вышло так, что ИТ-образование в самые сложные для всей нашей страны 90-е годы во многом помогло образовательному учреждению обрести второе дыхание?
– Действительно, в середине 90-х годов прошлого века называвшийся тогда еще авиатехникумом колледж оказался в тяжелом положении. Мощная аэрокосмическая отрасль в Омске после 1991 года потеряла финансирование и заказы: остановилось или резко сократилось производство на заводах, прекратились перевозки на местных воздушных линиях, в гражданской и в военной авиации наступил настоящий кризис.
Все учебные заведения, готовившие некогда на потоке профессиональные кадры, встали перед вопросом выживания. Именно тогда рабочие специальности начали заменять офисными в списке направлений обучения. Но, кроме подготовки бухгалтеров, экономистов, секретарей, в это время возник новый и перспективный фронт работ – информационные технологии.
Наш первый набор состоялся в 1996 году, специальность называлась «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем». В какой-то степени это был эксперимент: даже пришлось переориентировать часть уже поступивших учиться «на менеджера» абитуриентов, причем на платной основе.
Все тогда было новым. За обучение отвечал высадившийся в авиатехникуме десант выпускников матфака и физфака Омского государственного университета, к ним присоединились и омские политеховцы. Инициатором создания кафедры по данной специальности был В.М. Белянин, который помог найти и привлечь к работе инициативных людей и талантливую молодежь.
Большую помощь в организации и становлении специальности оказал Г.Е. Купчик. Большой вклад в создание и развитие обучения по ИТ-специальностям внесла В.А. Мирошниченко, преподаватель высшей категории: она пришла в колледж из Омского института железнодорожного транспорта, будучи специалистом в области технологий автоматизации и телемеханики, и трудится вместе с нами и сегодня.
Формировался профессиональный коллектив, оснащались всем необходимым компьютерные классы. Мы разви-вали направление в соответствии с требованиями времени, поэтому какие только тренды мы не прошли за этот период: от Pascal, Basic, Delphi и всего что за эти годы было под DOS/Windows до PHP, Java, 1C и также Unix-систем (Linux-дистрибутивы сегодня – это уже госсектор и, как мы видим по текущей ситуации на примере Минобороны России, реальная альтернатива Windows). В 2018 году по ИТ-специальностям в нашем колледже обучаются уже 600 человек, причем половина из них – на бюджетных местах.
– Путь, поистине вызывающий восхищение, – далеко не все вузы могут располагать таким опытом. Вы упомянули бюджетные места и платное обучение. Есть ли здесь какие-то ощутимые векторы развития? Как я понимаю, государство сегодня уже финансирует подготовку специалистов?
– Процесс появления и увеличения бюджетных мест идет у нас с 2003 года. Тогда впервые были профинансированы 60 мест, но и желающих обучаться на платной основе по ИТ-специальностям по-прежнему хватает. Отмечу, что конкурс хороший как на бюджетные, так и на коммерческие места. Можно говорить, что почти исчез стереотип, долгое время бытовавший в обществе, что среднеспециальное образование – это что-то непопулярное, а «удел троечников» и т.д.
– Поступают отличники из школ? А как же страшилки про «пэтэушников», которые занимаются всем, чем угодно, но только не учебным процессом?
– Страшилки, по крайней мере в нашем заведении, стали историей. Тут еще надо заметить, что в колледже имени Жуковского давно уже навели порядок и установили нормы поведения для студентов – у нас курение, например, на территории запретили много лет назад, поддерживается чистота и постоянно модернизируется техническая база. Что касается уровня поступающих, он серьезно подрос – преобладают хорошисты и отличники. Ребята идут осознанно на ИТ-направление, понимая, что успешное будущее вырисовывается именно у тех, кто будет знать о сфере информационных технологий не понаслышке. Сегодня мы не только айтишников, но и обучающихся на рабочих специальностях учим программированию. Почему? Рабочие как таковые в ХХI веке становятся все ближе к инженерам – автоматизация и опять же внедрение сетевых технологий и программного обеспечения стали реальностью на российских предприятиях. ИТ-обучение в нашем колледже в связи с этим тоже разделилось на уже три специальности: «Программирование в компьютерных системах», «Компьютерные сети» и «Информационная безопасность». Абитуриентов приходится дополнительно интервьюировать при поступлении на предмет интересов: кто-то лучше собирает и настраивает «железо», а кто-то «кодит и тестит». Родители с интересом узнают, что, оказывается, если их ребенок умеет сам переустанавливать операционную систему, то это еще не будущий программист…
– Антон, не выходит ли в итоге, что среднее специальное учебное заведение постепенно становится на одну ступеньку с техническим вузом?
– Вопрос интересный, и на него ответить однозначно нельзя. Во-первых, вузы – это в первую очередь высокий научный уровень, теоретический. Научная работа, одним словом, преобладает. Во-вторых, университеты и институты заинтересованы в выпускниках среднеспециальных учреждений образования, это традиционный вектор. Но в наших профессиональных учебных заведениях доминирует именно практика, она может занимать до 75% учебного процесса.
Сегодня многим работодателям нужна профориентированная молодежь – наших на третьем курсе начинают рекрутировать предприятия и компании. Общий тренд для всех – сегодня студенты начинают работать рано. Мы не конкурируем с вузами, но видим, что уровень колледжа серьезно подрос. Причем это не только ИТ, но и рабочие специальности. Достаточно посмотреть на развернутые мощности учебного центра на базе бывшего омского училища № 21, входящего в состав колледжа, где сегодня установлены настоящие дорогие станки с ЧПУ или где в специально оборудованном помещении учатся сборке микросхем будущие работники радиоэлектронной отрасли. Думаю, что вузы и ссузы пока будут успешно сосуществовать, главное, чтобы во всех учебных программах отражались реальные потребности российской экономики.
– В названии вашего учебного заведения есть слово «авиационный». А есть ли тренд в авиационной отрасли на спрос на ИТ-специалистов?
– Когда это был еще авиационный техникум, мы готовили кадры для авиационной сферы СССР. Это был очень масштабный комплекс, созданный в структуре плановой экономики. В 90-х все упало. В начале ХХI века начало оживать. Сейчас наши студенты проходят практику на возрождающихся предприятиях аэрокосмической отрасли и связанных с ними в части производства компонентов и агрегатов, систем связи и радиоэлектронного оборудования. Среди них: ПО «Полет», ОМКБ, ЦКБА, Завод имени Баранова (филиал НПЦ газотурбостроения «Салют»), Омский радиозавод имени Попова, Омский НИИ приборостроения, предприятие «Высокие технологии», ПО «Иртыш».
Пока конкретных заказов по созданию специалистов, пишущих ПО для авиапрома, мы не имеем, но и здесь есть чем гордиться: около 30% сотрудников омского филиала Luxoft – это наши выпускники, а данная компания несколько лет назад писала программное обеспечение для первого американского «цифрового» пассажирского самолета Boeing-787 Dreamliner…
Уверен, что и российский авиапром будет при росте объемов производства интересоваться ИТ-кадрами. Тем более что сейчас в стране запускается в производство новейший пассажирский МС-21, самолет технического уровня как раз того же «Дримлайнера». Но это будут не массовые специалисты, таких людей не готовят на потоке пока нигде. При этом подчеркнем, что российские айтишники сегодня все-таки обладают высоким уровнем подготовки и востребованы по всему миру.
– Самое время упомянуть достижения учебного заведения, в котором сейчас мы беседуем.
– Колледж имени Жуковского неоднократно завоевывал награды в ИТ-конкурсах, и не только локальных, но общероссийских. В 2007 году мы взяли первое место на Всероссийской олимпиаде по программированию и базам данных в Уфе, оставив по программированию позади многие вузы. Спустя два года в Смоленске, на Всероссийской олимпиаде по информационным технологиям студентов среднего профессионального образования, из 46 регионов наш программист снова стал первым. Это только пара примеров, достижений много – мы не упускаем возможности принять участие в соревнованиях разных уровней. Например, в региональных CtF-конкурсах и олимпиадах по информационной безопасности. Сам колледж тоже проводит соревнования.
Сегодня многим работодателям нужна профессиональная молодежь – наших ребят на третьем курсе компании начинают приглашать на работу.
Евгений Белкин