Более четверти выпускников вузов окончили инженерно-технические программы в 2023 году
В НИУ ВШЭ проанализировали данные о подготовке инженеров в вузах
В России в последние годы растет востребованность вузовских инженерно-технических программ: в 2023 году их выбрали почти треть всех поступивших, а окончили — более четверти выпускников, сообщают в пресс-службе НИУ ВШЭ.
Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) вуза проанализировал данные о подготовке инженеров. Так, в 2023 году на инженерно-технические программы бакалавриата, специалитета и магистратуры были приняты 409,9 тыс. студентов (почти треть общего приема). В ИСИЭЗ отмечают, что заметнее всего увеличилась востребованность программ в области информатики и вычислительной техники (прирост на 38 % по сравнению с 2020 годом), что может быть связано с мерами поддержки в рамках федеральных проектов «Кадры для цифровой экономики» и «Искусственный интеллект» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».
Выпуск по инженерно-техническим программам в 2023 году составил 28,5 % общего выпуска, уступив только наукам об обществе (38,6%). В разрезе «инженерной» группы преобладают несколько направлений (в совокупности около 18 % всего выпуска бакалавров, специалистов, магистров): информатика и вычислительная техника; техника и технологии строительства и наземного транспорта; электро- и теплоэнергетика; машиностроение; прикладная геология, нефтегазовое дело и геодезия.
«Наблюдаемое с 2021 года увеличение показателей приема на инженерно-технические программы (прирост по отношению к предыдущему году 4,5, 8,5 и 5,7 % в 2021–2023 годах соответственно), как ожидается, окажет позитивное влияние на динамику выпуска инженеров в ближайшие годы», — отмечают в НИУ ВШЭ.
Как показали результаты проведенного НИУ ВШЭ опроса студентов программ бакалавриата, специалитета, магистратуры очной формы обучения, осваивающие инженерное дело и технические науки студенты сравнительно лучше умеют работать с программами для проектирования (80 %) и пакетами для математического программирования (60 %). Чуть менее половины (45 %) владеют C++, Python, R и другими языками программирования, 39 % могут моделировать трехмерные объекты.
Согласно данным того же опроса НИУ ВШЭ, большинство студентов инженерно-технических программ совмещают учебу с работой: среди студентов бакалавриата и специалитета таких 60 %, магистратуры — 85 % (по России в целом параллельно с учебой трудятся 55 % студентов бакалавриата и специалитета и 84 %студентов магистратуры). При этом лишь у 34 % студентов бакалавриата и 67 % магистратуры подработка пересекается с получаемой специальностью, что практически на уровне средних значений (38 и 67% соответственно). Переориентация студентов на подработку, связанную с будущей специальностью, в том числе в научно-учебных подразделениях вузов, могла бы способствовать улучшению качества подготовки, добавляют в НИУ ВШЭ.
«Анализ тенденций развития инженерного образования в России указывает на возможное частичное закрытие в среднесрочной перспективе дефицита высококвалифицированных инженерных кадров, прежде всего — в части ИT-специалистов ввиду опережающего роста приема в вузы на соответствующие направления подготовки. Удовлетворение потребности рынка труда в кадрах остальных инженерно-технических специальностей — вопрос несколько более отдаленной перспективы», — резюмируют в вузе.
Источник: https://rsr-online.ru
#IT #студенты #карьера #цифроваяЭкономика #ИИ