Роль искусственного интеллекта в учебном процессе
Выступая на пленарной сессии «Искусство интеллекта или искусственный интеллект?» Международной научно-методической конференции «Форсайт образования: портрет преподавателя будущего», Анзор Музаев, руководитель Рособрнадзора, прокомментировал роль искусственного интеллекта (ИИ) в учебном процессе.
Отметив, что искусственный интеллект может помочь разгрузить педагогов от излишней бюрократической нагрузки, но при этом никогда не заменит живого учителя, А. Музаев сказал: «Как радио и телевидение при своём появлении не убили театр, так и ни в одном учебном заведении пока нет робота-преподавателя и, скорее всего, не предвидится».
По мнению главы Рособрнадзора, в профессиях, где необходимо живое человеческое участие, понимание человеческих чувств, умение правильно мотивировать и воспитывать, ничто не сможет заменить человека.
А. Музаев пояснил: «Замена учителя искусственным интеллектом невозможна, потому что эту душевную часть машина никогда не освоит. В современном мире с новыми технологиями, которые есть в школе и вузах, важная роль учителя – научить ориентироваться в этом потоке информации, различать, что хорошо и что плохо, где белое и где чёрное, делать правильные выводы, которые не приведут человечество к трагедии».
Комментируя роль ИИ в учебном процессе, чиновник добавил, что запрещать такой метод не следует, и отметил: «Нужно его применять, в том числе в школах и вузах. И, если мы сделаем это правильно, это хорошо повлияет на качество образования. Как когда-то лабораторное оборудование появилось в школах, а раньше было только в университетах, так и искусственный интеллект. Только надо грамотно его внедрять в учебный процесс, и будет результат».
По мнению А. Музаева, робота-помощника можно будет использовать для внесения данных в различные информационные системы, чтобы разгрузить учителей от этой работы. В настоящее время ведётся обсуждение использования для этого возможностей проекта VK «Сферум».
Также глава Рособрнадзора акцентировал внимание ещё на одном перспективном проекте, связанном с использованием цифровой среды «Моя школа».
По словам чиновника, его ведомство с Минцифры и Минпросвещения договорились о том, что будут делать отдельный блок, «который разгрузит учителей и администрацию школ от работы, связанной со справками и ответами на типовые запросы». Такая «система будет автоматически выдавать всем, кто запросит эти данные, а выданная справка, как справка с ЕПГУ, будет юридически значима». Эту работу может выполняться без участия человека, сообщил А. Музаев.
Также он рассказал о том, что сейчас нейросеть используется Рособрнадзором для выявления нарушителей на ЕГЭ и, если в начале она ставила много ложных меток и в первый год выявила только 13 нарушителей, то в 2023 году ИИ справился с этой задачей гораздо лучше и правильно идентифицировал более 200 случаев использования участниками ЕГЭ шпаргалок и мобильных телефонов.
Кроме того, А. Музаев напомнил и об эксперименте, в ходе которого нейросеть YandexGPT 2 протестировали при решении заданий ЕГЭ по литературе. В результате «на 100 баллов нейросеть написать ЕГЭ не смогла, так как там есть творческая часть, но, исходя из опубликованных данных, почти на «четвёрку» она экзамен сдаёт».
Источник: https://easyen.ru