«Инфосистемы Джет» выяснила, зачем молодежь идет в кибербезопасность: бороться с хакерами и много зарабатывать
Центр информационной безопасности «Инфосистемы Джет» опросил более 200 студентов, обучающихся по направлению информационной безопасности (ИБ), в государственных технических вузах в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре и других городах. Среди респондентов были студенты, обучающиеся на уровнях бакалавриата (48%), специалитета (45%), магистратуры (5%) и др.
Главными целями исследования стали оценка карьерных ожиданий студентов и возможности в ближайшие несколько лет закрыть кадровый голод в ИБ. По оценкам экспертов, в сфере кибербезопасности в России не хватает порядка 30 — 40 тысяч специалистов. 93% заказчиков «Инфосистемы Джет» отмечают дефицит квалифицированных работников, а 23% — присматриваются к молодым кадрам, приглашают студентов и самоучек к себе в штат, чтобы растить экспертов внутри. Нарастающий кадровый голод и престижность профессии подталкивает молодое поколение к развитию в ИБ, чтобы решать интересные задачи и быть востребованным в будущем.
Почему информационная безопасность
Сегодня количество сложных многоступенчатых кибератак только увеличивается, а требования регуляторов обязывают компании обеспечивать высокий уровень информационной безопасности, что стимулирует постоянное развитие отрасли ИБ. Для 78% опрошенных этот фактор стал главной причиной выбора направления обучения. 29% респондентов захотели построить карьеру в ИБ из-за желания противостоять хакерам, столько же — из-за высокого уровня заработной платы.
ИБ — это перспективное направление, которое будет постоянно развиваться 78%
Хотел противостоять хакерам 29%
Из-за хорошей заработной платы 29%
Так сложилось (настояли родители, пошел(ла) учиться вместе с друзьями и т. д.) 20%
Направление совпадает с моими интересами (постоянное развитие, изучение программ, обучение программированию) 5%
Затрудняюсь ответить 4%
Чтобы подкрепить результаты опроса студентов и оценить ситуацию на рынке ИБ, «Инфосистемы Джет» опросила 20 представителей (преподавателей, заведующих и доцентов кафедр ИБ) крупных вузов из разных регионов, в том числе из НИЯУ МИФИ, КНИТУ-КАИ, СНИУ имени С.П. Королева, УрГЭУ и пр. Все респонденты отметили, что конкурс на направление ИБ остается стабильно высоким, в том числе четверть опрошенных заметила увеличение количества абитуриентов за последние несколько лет.
Как и в любой профессии, в ИБ есть студенты, которые выбрали направление без собственного мотивированного желания. Так, по настоянию родителей или за компанию с друзьями в ИБ пошла учиться лишь пятая часть опрошенных (20%), и именно среди этой группы наблюдается самая большая доля желающих сменить специальность. Изначально заинтересованные студенты, напротив, планируют искать работу и развиваться в выбранной сфере (76%).
Да, мне интересно это направление, планирую искать работу в этой сфере 76%
Пока не определился 14%
Нет, я думаю, что пойду работать по другой специальности 9%
Да, у меня целевое направление обучения 1%
Кем студенты хотят стать
На рынке представлено много ИБ-профессий, и часто специалисты могут совмещать в себе разные роли и заниматься нестандартными задачами в связи со спецификой компании. Существуют как национальные стандарты с описанием специальностей, так и мировые фреймворки. Например, NICE (National Initiative for Cybersecurity Education) систематизировал специальности в ИБ и выделил 7 направлений, 33 специализации и 52 рабочие роли. Специалисты «Инфосистемы Джет» обобщили все специальности и составили перечень самых актуальных направлений в ИБ. В его основе лежат материалы как национальных, так и международных организаций, а также анализ вакансий со специализированных ресурсов по поиску работы.
Чтобы понять, какой карьерный путь выбирают студенты, при составлении опроса специалисты «Инфосистемы Джет» выбрали самые популярные ИБ-профессии из перечня. Опрос показал, что самыми востребованными из предложенных специальностей среди молодежи являются белый хакер / пентестер (29%) и вирусный аналитик (29%). Самым непопулярным ответом стал «специалист по пресейлу» (6%).
Пока не определился 36
Специалист по тестированию на проникновение / пентестер 29%
Исследователь уязвимостей / вирусный аналитик 29%
Аналитик SOC 20%
Разработчик средств защиты информации / решений для автоматизации ИБ 19%
Инженер ИБ 18%
Специалист по безопасной разработке 18%
Менеджер ИБ-проектов 16%
Аудитор ИБ 12%
Не вижу себя в ИБ 7%
Специалист по пресейлу в ИБ 6%
Желание стать пентестером или исследователем уязвимостей по большей части отмечается у студентов младших курсов. Вероятно, они выбирают то, что сейчас «на слуху» из-за отсутствия опыта и полной картины специфики представленных профессий.
Не определились со специальностью 36% опрошенных, большинство из них — студенты старших курсов.
Успех в кибербезопасности
Независимо от конкретной специальности, большая часть опрошенных понимает необходимость постоянного саморазвития (68%) и наличия хороших технических скиллов (65%) для того, чтобы добиться успеха в кибербезопасности. Еще одним популярным ответом стал «любовь к профессии» (60%). При этом качественное высшее образование и надежного работодателя как аспекты успеха отметили суммарно менее трети обучающихся (20% и 10% соответственно).
Стремление к постоянному саморазвитию 68%
Технические скиллы 65%
Любовь к профессии 60%
Глубокое знание требований законодательства и международных стандартов 28%
Усидчивость 24%
Классный руководитель/наставник 21%
Коммуникативные навыки 20%
Качественное высшее образование 20%
Разумная доля паранойи 14%
Хороший работодатель 10%
Удача 9%
Обаяние 1%
Дополнительные знания
Помимо дисциплин учебной программы, в вузах проводятся мероприятия при участии партнеров (вендоров, ИТ-интеграторов и т. д.). Так, самыми частыми из них являются мастер-классы с докладами и воркшопы по детальному разбору требований законодательства в области ИБ. На фоне большого количества теоретических материалов и понимания необходимости развития технических навыков обучающиеся отметили недостаток практических заданий по тестированию на проникновение (80%) и по администрированию средств защиты информации (66%). Также студенты хотели бы больше общаться с практикующими специалистами (61%).
Представители вузов тоже понимают необходимость развития практических навыков и отмечают, что в процессе учебы не хватает киберучений (85%), практики по тестированию на проникновение (61%) и общения с практикующими экспертами (54%).
Практических заданий по тестированию на проникновение 80%
Практических заданий по администрированию средств защиты информации 66%
Общения со специалистами, которые работают в отрасли 61%
Мероприятий для студентов с докладами от вендоров / профильных компаний 41%
Практических заданий по детальному разбору требований законодательства по ИБ 40%
Программа обучения устарела, не хватает практики 2%
Дополнительными источниками информации для погружения в профессию для студентов являются профильные telegram-каналы (73%), YouTube-каналы (52%) и статьи на Habr (37%). Только 15% опрошенных ответили, что не следят за новостями и ограничиваются рамками учебной программы.
Telegram-каналы 73%
YouTube 52%
Habr 37%
Вебинары от вендоров / профильных компаний 22%
Сайты профильных компаний 18%
Не слежу за новостями 15%
Конференции 1%
Ожидания от первого места работы
В топ-3 самых важных критериев при выборе первого места работы вошли возможность самореализации и развития, решение интересных задач (76%), уровень заработной платы (61%) и дружный коллектив (44%). Также студенты смотрят на такие факторы, как возможность удаленной работы (37%), репутация компании и комфортное взаимодействие с руководителем (по 34%). Меньше всего при выборе первого места работы играют роль удобное расположение, внутреннее обустройство офиса, социальные льготы и наличие знакомых.
Возможность самореализации и развития, решение интересных задач 76%
Уровень зарплаты 61%
Дружный коллектив 44%
Возможность работать удаленно 37%
Репутация компании 34%
Классный руководитель 34%
Удобное расположение 21%
Красивый и современный офис 6%
Социальные льготы 6%
Чтобы там работали мои знакомые 2%
Что касается финансового вопроса, то большая часть респондентов в первое время ожидает уровень заработной платы в размере от 40 до 60 тысяч рублей. У студентов, уже имеющих практический опыт (совмещающих учебу и работу или уже работавших по специальности), желаемый уровень заработной платы выше, чем у студентов без опыта — 60 — 100 тысяч рублей.
Те, кто пока не определился с направлением или не имеет опыта, чаще готовы получать меньшую оплату (20 — 40 тысяч рублей) или пойти на неоплачиваемую стажировку.
Самые высокие зарплатные ожидания — более 100 тысяч рублей — наблюдаются у студентов последних курсов специалитета и магистратуры, совмещающих работу и учебу и живущих в Москве.
От 40 до 60 тысяч рублей 40%
От 20 до 40 тысяч рублей 24%
От 60 до 100 тысяч рублей 16%
От 100 тысяч рублей 11%
Я готов(а) пойти на стажировку без оплаты 9%