Минобрнауки России проводит комплексную работу по совершенствованию инженерного образования
На площадке Санкт-Петербургского государственного морского технического университета под председательством секретаря Совета Безопасности Российской Федерации Николая Патрушева прошло совещание по вопросу участия университетов в обеспечении технологической независимости России. О развитии инженерного образования в стране доложил заместитель Министра науки и высшего образования РФ Дмитрий Афанасьев.
Он отметил, что Министерство реализует комплексную работу по ряду направлений для достижения технологического суверенитета страны. В настоящее время особое внимание уделяется подготовке высококвалифицированных кадров инженерной отрасли. На 2024/25 учебный год на инженерные направления по программам высшего образования установлено 254 081 место по всем уровням образования, что на 2 263 места больше, чем в 2023/24 учебном году.
Для работы над решением реальных технологических задач Минобрнауки России совместно с Минпросвещения России реализует проект по развитию инженерного образования. Он позволяет обеспечить преемственность между получением знаний в школе, вузе и научной деятельностью, а также повысить качество школьного физического образования. Ведомствами утвержден план мероприятий, состоящий из 29 ключевых инициатив, которые включают разработку современных подходов в обучении физике, организацию мероприятий по профориентации со школьниками, проведение программ повышения квалификации для учителей.
В рамках проекта достигнут следующий результат — ЕГЭ по физике 2024 года подверглось значительным совершенствованиям — сократилось количество заданий, вследствие чего экзамен стал гораздо привлекательнее для абитуриентов, а также более ориентированным на потребности инженерных вузов к уровню подготовки школьников.
Также на разработанной платформе физикадлявсех.рф запущен ряд образовательных курсов для школьников по физике и математике, в рамках которых уже обучаются свыше 30 тыс. человек.
Кроме того, в России функционирует обширная сеть студенческих конструкторских бюро (СКБ). Их цель — объединить студентов, молодых ученых, рабочих и инженеров (до 35 лет), активно участвующих в техническом творчестве, прикладных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах. Сегодня в 245 вузах функционируют 177 таких бюро и 425 объединений, схожих по деятельности. В прошлом учебном году в их работе приняли участие почти 86 тыс. студентов. В рамках ранней профориентационной работы и для привлечения талантливых выпускников школ в деятельности СКБ приняли участие более 97,4 тыс. школьников.
Продолжается реализация проекта «Инженерные классы», где школьники проходят обучение по профилю судо- или авиастроения. В 2023 году флагманские вузы проекта — Санкт-Петербургский государственный морской технический университет и Московский авиационный институт организовали программы дополнительного профессионального образования для 517 учителей школ — участниц проекта.
Дополнительно для повышения интереса школьников к инженерно-техническим профессиям ведущие вузы ежегодно проводят олимпиады для обучающихся средних и старших классов, среди которых Национальная технологическая олимпиада, Всероссийский конкурс научных работ школьников «Юниор», Высшая проба, Олимпиада школьников Санкт-Петербургского государственного университета.
На подготовку высококвалифицированных инженерных кадров, способных обеспечить стране сохранение технологического суверенитета, направлен федеральный проект «Передовые инженерные школы». Это специальные структурные подразделения, которые создаются на базе вузов с привлечением к обучению высокотехнологичных компаний. В 2024 году количество передовых инженерных школ будет увеличено с 30 до 50. По поручению Президента России Владимира Путина к обучению в них привлекаются и талантливые школьники, рассматривающие для себя получение инженерного образования.
Источник: https://minobrnauki.gov.ru