Василий Сазонов: «Мы будем готовить таких специалистов, которые смогут ответить: зачем лететь в космос, какие результаты мы сможем получить и как эти результаты использовать?»
– Как и почему был образован в МГУ новый факультет?
– В целях дальнейшего совершенствования подготовки кадров для космической отрасли по инициативе ректора академика В.А. Садовничего в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова в 2017 году создан факультет космических исследований. Наш научный руководитель – дважды Герой Советского Союза, д.т.н., член-корреспондент РАН, летчик-космонавт Владимир Алексеевич Соловьев.
Какие были предпосылки его создания? Если посмотреть историю МГУ, то видно, что Московский университет включился в космическую гонку с начала первых разработок в стране в целом. В Московском университете работали такие ведущие ученые, как Мстислав Всеволодович Келдыш, Дмитрий Евгеньевич Охоцимский, Андрей Николаевич Тихонов, Александр Андреевич Самарский, Лев Семенович Понтрягин и другие, которые были связаны с ядерной икосмической программами.
Институт ядерной физики МГУ, например, за последние 40 лет поставил более 400 приборов на спутники, те спутники, которые и сейчас летают. У каждого большого факультета есть своя космическая программа – это медицинские исследования, биологические исследования, физика, математика, механика, программирование. То есть у многих крупных факультетов имеется свое направление в космической теме.
Мы сотрудничаем с предприятиями космической отрасли – например, наш ректор Виктор Анатольевич Садовничий долгое время руководил и продолжает руководить программами разработки специальных тренажеров для тренировки космонавтов. Кстати, за эти программы он был удостоен Государственной премии.
Много работ проводится в Московском университете, и в итоге появилась идея объединить их в рамках образовательного процесса и целенаправленно готовить специалистов в области космических исследований и использовании результатов космической деятельности, тем более что сейчас в отрасли есть нехватка таких специалистов. Ученый совет Московского университета в декабре 2016 года принял решение о создании факультета, и 16 февраля 2017 года он был создан.
Мы провели исследование, посмотрели, каких специалистов в отрасли не хватает. Задались вопросом: где наши специалисты востребованы? Общались и с представителями «Роскосмоса», и с руководством крупных предприятий космической отрасли. Выбрали несколько направлений, по которым наиболее целесообразно начать обучение. Начали, естественно, с магистратуры. Потому что магистратура – это два года обучения. Мы берем выпускников уже сфундаментальным образованием, даем им специальные знания, навыки, практику и на выходе за достаточно короткое время получаем готового специалиста.
У нас пока созданы четыре кафедры, и в этом году мы проводили набор на четыре магистерские программы.
– Каждая кафедра – под программу?
– И да и нет. Есть кафедра фундаментальной и прикладной математики, есть кафедра управления космическими полетами, они инвариантны, они дают знания, общие для всех программ, есть кафедры специальные – методы и технологии дистанционного зондирования земли, государственного управления и экономики в космической отрасли. Я с гордостью скажу, что лучшие специалисты по фундаментальным наукам работают в Московском университете, поэтому с этой частью обучения мы полностью закрыли вопрос. Но мы и людей из отрасли, конечно, приглашаем, для нас очень важен их уникальный опыт.
– Расскажите, пожалуйста, «на кого» вы учите студентов.
– Мы определили несколько горячих направлений. Самое горячее – это методы и технологии дистанционного зондирования земли (ДЗЗ). Дело в том, что в последнее десятилетие многократно возрасли возможности систем ДЗЗ. С первых полетов первого спутника уже стали фотографировать и «сбрасывать» данные; сейчас ежедневно на Землю поступают 5 терабайт спутниковых данных, понятно, что вручную обработать их уже невозможно, требуются специальные технологии, которые будут это делать автоматически или с высокой степенью автоматизации. Вот наша специальность «Методы и технологии дистанционного зондирования» готовит именно таких специалистов. Готовим программистов сознанием основ дистанционного зондирования, физики, знанием таких специфических разделов механики, как механика космического полета, основ обработки изображений, машинного обучения, с умением работать с большими данными и т.д.
Моя цель в том, чтобы ребята плавно двигались по своей траектории и к написанию диплома уже были готовы перейти на конкретное место работы |
Вторая специальность – это «Технологии смешанной реальности для аэрокосмических систем». Она «выросла» из механико-математического факультета, из отдела прикладных исследований, которым руководит ректор МГУ академик В.А. Садовничий. Речь идет об исследованиях, связанных с тренажеростроением. Эта специальность находится на стыках математики, механики, биологии и медицины. Ребята изучают воздействие внешних факторов на вестибулярный аппарат человека и на его способности работать в режиме перегрузки в невесомости. Ведь в космосе на задачу даже просто перевести взгляд из одной точки в другую тратится в 10 раз больше времени, чем на земле.
Третья специальность – это «Физические условия космического пространства и планирование космических миссий». Она родилась из тематики Института ядерной физики Московского университета. Что такое физические условия космического пространства? На самом деле космос – это очень агрессивная среда, необитаемая, там кроме вакуума есть еще и жесткое электромагнитное излучение. Если мы говорим про полеты в околоземном пространстве, то есть овысоте полета орбитальных станций, таких как МКС, они летают внутри так называемых радиационных поясов земли. А вот если выйти за них, то излучение может быть очень жестким. При текущем развитии технологий защиты мы неможем сказать, что человек долетит до Марса здоровым и готовым к необходимой деятельности.
Четвертая специальность – «Государственное управление в космической отрасли». Космическая отрасль – передовая, здесь сконцентрированы новейшие достижения науки и техники, она относится к крайне высокотехнологичным, каждое новое изделие, даже серийное, уникально, и здесь требуются специалисты по технологии управления. Специальность вызвала большой интерес, отклик среди молодежи, но мы отобрали для начала 15 человек
– Конкретно где эти ребята будут работать?
– Руководители крупных корпораций, их финансовые отделы, экономические отделы заинтересованы в ребятах, потому что такие специалисты понимают, как все устроено и в сфере космоса, и в сфере управления.
– Сколько студентов на курсе?
– 42 человека, половина из МГУ, половина пришедших из других вузов и приехавших из других городов. Есть ребята из Новосибирска, из Бауманки, из МАИ… мы приглашаем всех, кто выдержит вступительный конкурс.
В этом году у нас была интересная ситуация – на разные специальности был разный конкурс: на методы и технологии дистанционного зондирования земли было 20 бюджетных мест и конкурс 3 человека на место, на специальность потехнологиям смешанной реальности было 8 бюджетных мест и 6 человек на место.
Справка Основное направление деятельности факультета – подготовка квалифицированных кадров для проведения исследований космоса, космических экспериментов и эффективного использования результатов космической деятельности врешении фундаментальных и прикладных задач. Студенты нового факультета уже во время учебы будут принимать непосредственное участие в космических проектах. Одна из важных задач факультета – популяризация космической науки в молодежной среде. 1 сентября 2017 года на факультете начали обучение первые студенты магистратуры. Сайт факультета: https://cosmos.msu.ru. |
– Расскажите о вступительном конкурсе.
– Перед магистратурой – по каждой специальности свое вступительное испытание.
На технологии дистанционного зондирования – прикладная математика и информатика.
Если мы говорим о технологиях смешанной реальности – математика.
По физическим условиям космического пространства – физика.
По госуправлению – основы государственного и муниципального управления.
Со следующего года будет набор на специальность «Космические исследования и космонавтика». Сейчас мы находимся в процессе согласования ее с руководством университета и вышестоящими органами, подробности мы озвучим уже вновом году, но специальность точно будет. Это будет набор на шесть лет, мы станем обучать ребят на высоком уровне математике, физике и информатике плюс специальные предметы, они для каждой специализации разные. Будут имеханика космического полета, и устройство космических аппаратов…
– Кого вы планируете принимать? Бывших школьников? Или это будут целевые наборы от предприятий?
– Нам нужны хорошие студенты. Заинтересованные люди, которые готовы напряженно учиться и потом работать в космической отрасли, чтобы двигать нашу страну вперед. Мы не будем отказываться ни от целевых мест, ни от платного обучения, просто прежде всего нужны хорошо мотивированные учащиеся.
– Что нужно сделать тем, кто учится в других российских вузах, но хочет к вам поступить?
– Надо посмотреть, какая магистерская программа подходит им, чем интересно заниматься. Потому что, когда мы набираем специалистов на первый курс, мы сначала даем им большой объем фундаментальных знаний, боремся за их разум идушу, чтобы они четко определились с выбором профессии. Когда человек к четвертому курсу заканчивает бакалавриат, выбор уже осознан. Если вы учитесь в другом вузе, но решили поступать к нам, то готовьтесь к экзаменам, они, конечно, не простые, но все можно выучить. Программу мы вывешиваем на сайте, есть видеозаписи разборов вариантов прошлого года.
Хочу сказать, что мы не останавливаемся только на этом наборе магистерских программ, каждый год мы будем давать (начинать) что-то новенькое. Сейчас планируем запуск двух программ, я пока не буду озвучивать, каких, но это будет очень интересно.
– Порекомендуйте дополнительные курсы для поступления?
– Есть и так называемые Центральные подготовительные курсы, и курсы факультета ВМК, на физическом факультете есть своя подготовка. А экзамен по математике – он общий, пишется одновременно, т.е. годятся все курсы. Наспециалитет мы ждем всех и призываем готовиться к вступительным экзаменам по математике.
– Как вы взаимодействуете с российскими космическими структурами?
– Нам хорошо помогает ГК «Космос». Хорошее сотрудничество с ракетно-космической корпорацией «Энергия» имени С.П. Королева, Центром подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина, АО «НПО Энергомаш имени академика В.П. Глушко», АО «Научно-производственное объединение им. С.А. Лавочкина». Мы туда проводим экскурсии, для каждой специальности мы нашли там место практики.
Моя цель в том, чтобы ребята плавно двигались по своей траектории и к написанию диплома уже были готовы перейти на конкретное место работы.