Елена Чернега: «Мы готовим веб-архитекторов и разработчиков высоконагруженных систем»
Елена Чернега, заместитель директора НОЦ «Технопарк информационных технологий», Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (Национальный исследовательский университет) |
– Почему в партнерах по созданию Технопарка у МГТУ именно Mail.Ru.Group?
– Все просто. Дмитрий Гришин, председатель совета директоров и сооснователь Mail.Ru.Group, – выпускник МГТУ. Собственно, он и обратился к нашему ректору с идеей совместить в рамках центра фундаментальное техническое образование и практические навыки решения реальных задач.
Сейчас в ИТ-отрасли большой дефицит специалистов, и первоначальная идея была в том, чтобы сократить период адаптации сотрудников. В компании поняли, что адаптация стажера, приходящего в компанию с улицы, гораздо длительнее идороже, чем подготовка студента, который уже будет работать над задачами, решаемыми подразделением, который будет понимать, как работает компания, изнутри, который уже будет обладать начальными навыками. Стало очевидно, что подготовленный в Технопарке студент будет полностью адаптирован и, пройдя стажировку, готов к работе.
Теоретические знания, которые дает вуз, сочетаются с практическими задачами, которые дают ребятам сотрудники Mail.Ru. Преподаватели Технопарка – это сотрудники компании, это не профессионалы педагогики изначально, но тем не менее многие уже ими стали. Те задачи, над которыми реально работают подразделения компании, даются нашим ребятам в рамках курсов в виде проектов, которые студенты делают в течение семестра, и они получают вот это сочетание фундаментального университетского образования и практики. Мы готовим веб-архитекторов и разработчиков высоконагруженных систем.
– То есть учеба в Технопарке дает синергию теории и практики. Польза очевидна…
– Еще по поводу пользы. Когда мы начали работу, получили неожиданный и очень ценный эффект. А именно – создание сообщества. У нас возникло сообщество ребят и преподавателей, такой костяк. Все в Университете знают, что если возник какой-то айтишный вопрос, то идти нужно в 395-ю аудиторию, где у нас Технопарк. Потому что там собираются люди, у которых можно проконсультироваться, задать вопрос, и они всегда помогут. Более того, к нам приходят ребята, когда у них нет лекций или до лекций, или после, приходят не одни. Приводят своих одногруппников, обсуждают свои проекты.
– Нагрузка насколько велика? Справляются юноши и девушки?
– Хочу сказать, что наши студенты – самые лучшие, они очень трудолюбивые. Они выдерживают совершенно немыслимые нагрузки. Да, обучение сопоставимо с получением второго высшего образования. Как ребята все успевают – для меня большая загадка.
После первого семестра уходят примерно 30%, раньше процент был выше, 50 и больше, но сейчас ребята поняли, какие возможности перед ними открываются, и те, кто выдерживает четыре семестра, – это закаленные бойцы, которым все работодатели рады.
У нас по гендерному составу среднестатистический срез один к шести – в этом году 10 девочек поступили и 60 мальчиков, и девочки, которые к нам приходят, на самом деле очень сильные. Кстати, как правило, уж если они поступили, тоучебу не бросают. Был случай, когда за одну выпускницу боролись три подразделения компании, она сама выбирала.
– И что, прямо со школьной скамьи можно попасть в проект компании?
– Мы принимает студентов второго и более старших курсов. К проектной деятельности мы приучаем ребят со второго семестра. Первый семестр является базовым, выравнивающим, потому что к нам приходят ребята с разным уровнем подготовки. Конкурс у нас 9,5-10 человек на место, обычно осенью конкурс выше, так как ребята планируют свои занятия на год вперед. Сейчас мы взяли 70 человек, а было подано 683 заявки. В феврале было около 480 заявок, поменьше. Отбор серьезный, он включает в себя два этапа – онлайн-тестирование, затем тестирование очное, на которое приглашают тех, кто показал высокие баллы по первому этапу.
Со второго семестра уже идет работа в командах над проектами – студенты разбиваются на команды, каждая из которых берет свою тему, три дисциплины в семестре, по каждой дисциплине – проект. В конце семестра происходит защита. Наиболее удачные проекты можно перенести на следующий семестр либо взять их в четвертом семестре на защиту. С третьего – четвертого семестров у ребят есть возможность попасть на стажировку в компанию. В четвертом семестре ребята работают над выпускным проектом и защищают его перед экспертной комиссией.
Еще одна очень важная цель нашего проекта – это профориентация. Придя сюда, молодые люди могу понять, во-первых, их это сфера или нет. Одно дело, когда человек сидит и на коленке что-то программирует в свое удовольствие, а другое– когда становится понятно, какие запросы есть у отрасли, какие знания, какого уровня требуются и сколько сил потребуется для того, чтобы соответствовать.
Потом они могут выбрать, что им интересно – мобильная разработка, веб-разработка, может, фронтендом интересно заниматься. Они решают, в какой области будут развиваться дальше.
На днях открытых дверей ребята могут пройти тестирование, чтобы понять, насколько они подготовлены к поступлению. Ближайший День открытых дверей пройдет в феврале. Традиционно приглашаем на него всех желающих.
– Занятия ведут сотрудники компании. Но они же не профессиональные педагоги?
– Все программы у нас авторские, преподаватели их сами создают, более того, они обновляются каждый семестр. Мы нашли очень интересную форму: у нас в конце каждого семестра бывают семестровые встречи. На них присутствуют преподаватели курса, студенты и администрация. Мы садимся и начинаем обсуждать, что удалось, а что не очень, какие были достижения, какие ошибки и как их исправить. И на каникулах между семестрами происходит доработка программ.
Программы получают экспертную оценку преподавателей МГТУ. У нас открытые занятия, сейчас мы издаем учебно-методическое пособие, куда мы собрали программы всех учебных курсов первого, второго и третьего семестров. Четвертый курс у нас экспериментальный, там ребята делают выпускной проект.
– Технопарк расположен на территории Бауманки?
– Да, специально для нужд центра был проведен ремонт. Когда я сама училась в МВТУ, тут был баскетбольный зал. Сейчас здесь отличное, светлое, очень продуманное помещение, с холлами, рабочей зоной, компьютерными классами, удобное для работы и учебы. Расположено оно на третьем этаже в главном здании.
МВТУ поддерживает жизнедеятельность центра, я могу в любой момент обратиться к любой службе, и моя заявка будет выполнена в числе первых. Придут, помогут, починят, закупят и т.д. Благодаря Университету мы существуем в режиме наибольшего благоприятствования все шесть лет.
Директор департамента образовательных проектов Mail.Ru.Group |
Ольга Августан:
«Наличие документов об окончании обучения в Технопарке – как знак качества»
– Какие задачи решает Технопарк, в чем его основное предназначение?
– В ноябре 2011 года мы объявили о запуске нашего первого совместного образовательного проекта. Совсем скоро Технопарку исполнится шесть лет. Он – наш стартовый проект, на котором мы протестировали модель, увидели, что она является эффективной, то есть в итоге ребята получают подготовку, специализацию, потом сразу могут пойти на работу в компании.
Потому что у нас, например, стажировка – это не летний вариант, это полноценная работа. Единственное отличие от штатных сотрудников то, что студенты работают 20 часов в неделю и имеют возможность совмещать работу с учебой. Базовое образование помогает ребятам получать фундаментальные знания, а специализацию они получают в Технопарке.
При этом ребята выходят на боевые задачи, никакой песочницы. Важно и то, что Технопарк является такой большой площадкой, где рождаются новые методологии обучения. Например, у нас появился формат менторства, когда студенты, которые успешно завершили курс, становятся менторами тех команд, которые разрабатывают игры.
– Почему были выбраны именно игровые проекты?
– Каждый преподаватель имеет возможность выбирать свой формат работы. Понятно, что в каждой дисциплине есть свои проекты.
Технопарк являет большой площадкой, где рождаются новые методологии обучения. Например, у нас появился формат менторства, когда студенты, которые успешно завершили курс, становятся менторами тех команд, которые разрабатывают игры |
Вот, например, когда на первом семестре С++ проходят, ребята разрабатывают самые разные проекты, в том числе были сервисы по распознаванию музыки и так далее. Под iOS они разрабатывают свои приложения. Под Python пишут свой код. Игры выбирают потому, что проект должен не только быть работой определенной технической сложности, но и заинтересовать студентов, сейчас практически все студенты во что-то играют. А так они получают возможность побыть нетолько пользователем, но и разработчиком, изучить и выстроить процессы изнутри.
Что игра собой представляет? Она многопользовательская, модель ее ребята выбирают самостоятельно, поэтому получаются самые разные. И стратегии, а многие пишут игры наподобие виртуальной реальности, используя при этом виртуальную реальность. Многие пишут игры логические.
– Студенческие работы в дальнейшем находят какое-то применение? Может быть, не все, лучшие?При этом есть, конечно, те минимальные обязательные технические требования, которые следует выполнить. Понятно, что это должна быть многопользовательская игра. Понятно, что она должна быть сетевая с возможностью удаленного подключения, должен быть рейтинг участников и прочие заданные моменты.
– Начнем с того, что такая работа помогает ребятам отточить свои практические навыки, многие по завершении проекта говорят, что вот теперь-то они бы начали все с нуля, ибо наконец знают, как это делается. И мы стараемся давать ребятам максимально рабочие проекты, которые они могут потом подшить к себе в портфолио и предъявлять при трудоустройстве.
К примеру, к 9-му мая ребята делали сервис для «Одноклассников». Это было разработано к празднику – пользователь мог загрузить фотографию в черно-белом формате, и сервис автоматически ее раскрашивал. Это было очень интересное приложение, вот пример, как учебный проект превратился в настоящий, действующий.
– Кто может стать студентом Технопарка?
– Обучающие программы Технопарка рассчитаны на Бауманку. Поступить может как студент, так и магистр, и аспирант, но при этом конкурс 10 человек на место. Мы практически не берем первокурсников, потому что нагрузка очень велика, и ребятам сначала нужно вписаться в режим основной учебы.
Справка Технопарк – совместный образовательный проект МГТУ им. Н.Э. Баумана и компании Mail.Ru.Group, реализующий проектно-ориентированную подготовку программистов экстра-класса для ИТ-отрасли. Соотношение практических/теоретических знаний – 70/30, в проекте занято 40 преподавателей и ассистентов из крупнейшей ИТ-компании России Mail.Ru.Group: 21 программа обучения, 6 открытых курсов, 6 онлайн-курсов, 420 видеолекций, группы в социальных сетях с охватом более 8000 человек, 15 стажеров в Студенческой лаборатории, портал park.mail.ru, который разрабатывают и улучшают сами студенты. Отбор в Технопарк (онлайн-тестирование и профессиональное собеседование с преподавателями) проводится два раза в год – в феврале и сентябре. Студенты изучают дисциплины: Веб-технологии, Алгоритмы и структуры данных, Углубленное программирование на Java и C/C++, Базы данных, Фронтенд-разработка, Мобильная разработка, Проектирование высоконагруженных систем, Разработка веб-сервисов, Управление продуктом, Безопасность интернет-приложений и многие другие. Программа обучения также включает в себя тренинги по организации работы в команде, навыкам деловых коммуникаций, подготовке публичных выступлений, прохождению собеседований и интервью. Обучение ведется по принципу разработки командных проектов и защиты их в конце семестра. Награды: диплом победителя конкурса «Лучший образовательный проект России – 2012», премия Рунета – 2013, победитель конкурса «Золотой сайт – 2014», диплом победителя конкурса «Лучший образовательный проект России – 2015». Сайт Технопарка: – https://park.mail.ru |
Для поступления нужно пройти отборочные этапы. Это тестирование по шести направлениям и собеседование. Занятия у нас проходят в вечернее время и в субботу. Ребята смотрят свои учебные планы на полгода вперед и выбирают тот график, который им подходит.
– И без дополнительного образования в Бауманке нелегко учиться… Отсев бывает большой?
– Он с каждым годом уменьшается, сейчас более 60 процентов ребят доходят до выпуска: во-первых, интересно, во-вторых, перспективно.
– Как проект развивается? Что внесено нового?
– Сейчас работают два формата обучения. Первый формат – это двухгодичная программа. Студент поступает на проект, проходит собеседование, тесты и потом учится два года в рамках дополнительного обучения. При этом каждый семестр есть три-четыре дисциплины, потому что общая специализация – системный архитектор – подразумевает не только знание программирования, математики и т.д., но и знания по управлению ИТ и многое другое.
К двухгодичным программам добавились семестровые курсы, их пять. Открытые курсы – это второй, семестровый, формат. Почему они открытые? Потому что можно подать заявку на обучение вне зависимости от того, на каком факультете ты учишься, на какой программе. На следующий семестр при желании можно выбрать другую дисциплину.
– Что собой представляет преподавательский состав?
– Все преподаватели, которые работают в Технопарке, – сотрудники компании. Это те люди, которые в рабочей реальности каждый день сталкиваются с технологиями и этот свой опыт передают студентам. Состав может меняться, но естьнесколько человек, которые пришли с открытием проекта и работают до сих пор, нашли себя в преподавательской деятельности.
– Какой документ получает выпускник Технопарка и что это стоит на рынке?
– По окончании двухгодичной программы выпускник получает диплом; это дополнительное образование и диплом не государственного образца. Он даже и сделан по-особенному: это такой металлический девайс, который включает всетемы, изученные студентом. По окончании семестровых курсов ребятам выдается сертификат. На рынке к нашим выпускникам относятся с большим уважением, наличие документов об окончании обучения в Технопарке – как знак качества. Для студентов это является мощным стимулом.
– Лучший результат Mail.Ru.Group в этом проекте.
– В первую очередь это отлично подготовленные кадры. Сейчас у нас работает более 100 стажеров из Технопарка. Даже многие тимлиды, которые раньше не брали студентов в качестве младших разработчиков, изменили свое мнение. Потому что уровень ребят, которые обучаются в Технопарке, с каждым годом повышается. И спустя год стажировки в компании студенты уже выходят на уровень тех специалистов, которые приходят с рынка. Это достаточно маленький срок и достаточно большой рост. Из последнего выпуска, к примеру, из 40 человек 30 остались в компании. Остальные ребята вышли на рынок и также прекрасно трудоустроены.
Подготовила Ирина Ложкина