Андрей Филиппович: «Мы были первыми, кто предложил новую модель организации учебного процесса, которая строится на “перевернутом” учебном плане»
– Насколько сложно поступить в Московский Политех, что необходимо для этого? Какой обычно средний балл по ЕГЭ?
– Московский Политех реализует образовательные программы трех уровней высшего образования (бакалавриат, магистратуру, аспирантуру) и входит в десятку самых крупных вузов России по количеству обучаемых ИТ-специалистов. На ИТ-факультете ежегодно на бюджетные места мы принимаем более 250 первокурсников и более 100 магистрантов.
Школьникам для поступления на бюджетное место в бакалавриат требуется набрать высокие баллы ЕГЭ по информатике, математике и русскому языку. После модернизации наших образовательных программ в 2014 году проходной балл ЕГЭ на факультет стал сильно расти, в среднем до 50-60 баллов за четыре года. Спад баллов был только в 2016-м, когда мы в два раза увеличили бюджетный набор. В этом году мы также ожидаем небольшой рост, поэтому для поступления надо набрать не менее 230-250 баллов за три экзамена.
На представленной диаграмме можно увидеть динамику изменения проходного балла на разные программы за четыре года. Там, где высокий спрос или малое количество бюджетных мест, там конкурс выше. Например, по данным системы «Мониторинг качества приема в вузы» (https://ege.hse.ru) в 2018 году проходной балл на направление «Информационная безопасность» в Московском политехе был выше, чем у традиционных лидеров – МГТУ им. Н.Э.Баумана, МТУСИ, МИРЭА и других.
Рисунок 1. Проходной балл #FIT 2014-2018 гг.
Победители и призеры олимпиад для школьников имеют особые льготы для поступления в университет – им могут быть засчитаны вступительные испытания, или даже их берем без экзаменов. Кроме того, имеется большой перечень индивидуальных достижений абитуриента, за которые вуз начисляет дополнительно до 10 баллов к ЕГЭ. Например, победителям и призерам Школы IT-решений, Всемирных инженерных игр, чемпионатов JuniorSkills и WorldSkills, а также сдавших предпрофессиональный экзамен по программированию или 3D-моделированию. Более подробная информация представлена на сайте приемной комиссии.
Для выпускников колледжей есть дополнительная возможность поступления по результатам внутренних экзаменов, которые мы преимущественно разрабатываем на базе заданий к ЕГЭ. Однако с этого года мы стали первым вузом в России, который засчитывает в качестве вступительных испытаний результаты демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills.
– А что вы предлагаете тем, кто уже завершил первую ступень высшего образования или вообще окончил другой вуз?
– Для поступления в магистратуру мы приглашаем как выпускников бакалавриата, так и тех, кто имеет диплом специалиста образца до 2010 года. Это уникальная и набирающая популярность возможность де-факто получить второе высшее образование по ИТ-профилю. Сейчас на наших магистерских программах учатся уже вполне состоявшиеся специалисты из индустрии. Часто для них мы разрабатываем индивидуальные траектории, в которых они имеют возможность более широкого выбора изучаемых дисциплин, в том числе в дистанционном формате. Например, мы можем зачесть успешно изученные курсы на платформах EDx, Coursera, Udacity или имеющиеся сертификаты от известных вендоров.
С этого года мы стали первым вузом в России, который засчитывает в качестве вступительных испытаний результаты демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills |
Надо отметить, что конкурс в магистратуру не очень высокий во всех вузах – современные студенты предпочитают сразу идти на работу, даже если им необходимо отслужить год в армии. В этой связи мы предлагаем потенциальным магистрантам вместе с вступительными испытаниями пройти собеседование у наших индустриальных партнеров, которые предлагают парт-тайм-работу по тематике магистерской программы. Таким образом, мы предлагаем целый «пакет» – обучение на интересной исследовательской или прикладной программе, работу и перспективу развития в компании, а для иногородних также проживание в общежитии.
В качестве вступительных испытаний мы предлагаем три варианта на выбор: представить портфолио своих проектов и достижений, сдать практический экзамен на программирование или же продемонстрировать высокий уровень знаний на теоретическом экзамене.
– Чем конкретно Политех отличается от прочих вузов, дающих схожее образование? Почему есть смысл стремиться поступить именно к вам?
– Главное отличие нашего университета состоит в том, что мы, несмотря на 150-летнюю историю отдельных подразделений, все-таки новый вуз – Московскому Политеху всего несколько лет. Но дело не просто в смене вывески и современном брендбуке, мы полностью пересобрали наши образовательные программы, а большую часть вообще создали с нуля на базе самых современных образовательных технологий и востребованных компетенций.
Наши ключевые принципы:
- В бакалавриате особое внимание уделяется не только серьезной фундаментальной подготовке, но и развитию прикладных навыков. Работа над реальными проектами является обязательной частью учебного процесса, начинается с первого семестра и занимает до 20 часов в неделю.
- Актуальность проектов и соответствие учебных курсов запросам ИТ-индустрии обеспечивает большое количество практиков – руководители и сотрудники ведущих компаний составляют до 30% от всего преподавательского состава факультета.
- В образовательные программы встроены авторизованные курсы ведущих производителей аппаратного и программного обеспечения: Cisco, 1C, Autodesk, Oracle и др. Самые целеустремленные студенты уже на первом курсе получают индустриальные сертификаты, признаваемые как в России, так и за рубежом.
- Факультет оперативно реагирует на изменения ИТ-рынка и регулярно актуализирует учебные планы. Например, с ростом рынка смартфонов и планшетов мы сделали обучение мобильной разработке обязательным для всех студентов.
- Для успешной карьеры в будущем только профессиональных знаний уже недостаточно, поэтому мы активно развиваем коммуникативные и предпринимательские навыки (soft skills). Они позволяют создать свой высокотехнологичный стартап и успешно его продвигать на рынке.
Рисунок 2. Разнообразие программ в Политехе
– У вас приняты практико-ориентированные экзамены. Что это такое?
– Экзамены по прикладным дисциплинам проходят не по теоретическим билетам, а в форме решения реальных кейсов от ИТ-компаний. На них надо продемонстрировать реальные навыки программиста, системного аналитика или робототехника.Например, нужно за один или несколько дней разработать сложный веб-сайт, мобильное приложение или собрать и запрограммировать робота. Новый формат проведения экзаменов, разработанный в Московском Политехе, признан лучшей практикой, и многие вузы активно его внедряют. А фирма «1С» даже взяла его за основу для оценки на соответствие индустриальной сертификации «1С:Джуниор».
– Расскажите о форматах проектной работы студентов?
– В центре образовательного процесса находится студент и его умение применять знания на практике. Каждый семестр представители деловой среды формируют пакет заданий, поэтому у каждого выпускника за плечами как минимум восемь готовых ИТ-проектов и опыт работы с индустриальным заказчиком.
У ребят также есть и иные варианты проектной работы:
- Развивать свой стартап и за четыре года поднять инициативный проект от разработки прототипа до выпуска продукта на рынок. Например, наши студенты из проекта GreenPL создали свою платформу для интернета вещей и уже на третьем курсе имеют продажи, а Фонд развития интернет-инициатив взял их на акселерацию.
- Стать профессионалом в конкретных дисциплинах, участвовать в профессиональных конкурсах мирового уровня. Например, можно стать участником сборной вуза WorldSkills по веб-дизайну и разработке, CAD-моделированию, программированию на базе 1С, робототехнике и другим компетенциям. А можно собрать свою или войти в существующую команду по информационной безопасности и защищать честь университета на престижных соревнованиях CTF.
- Заняться наукой – принять участие в прорывных исследовательских проектах Национальной технологической инициативы, связанных с искусственным интеллектом, беспилотными технологиями, аналитикой больших данных, другими технологиями будущего.
– Кстати, о WorldSkills Russia – вы же партнеры?
– Московский Политех присоединился к движению WorldSkills Russia в 2014 году, и первый межвузовский чемпионат прошел именно в Московском Политехе. На факультете работают специализированные центры по компетенциям инженерного 3D-моделирования, веб-разработке, ИТ-решениям для бизнеса, мобильной робототехнике и интернету вещей. Наши студенты – призеры чемпионата WorldSkills и члены национальной сборной.
В 2018 году проходной балл на направление «Информационная безопасность» в Московском Политехе был выше, чем у традиционных лидеров – МГТУ им. Н.Э.Баумана, МТУСИ, МИРЭА и других |
А еще у нас работает индустриальная сертификация. ИТ-факультет мотивирует студентов «обрастать» дополнительными компетенциями. С первого семестра айтишники могут пройти бесплатное обучение на сертифицированных курсах и программах 1С, Cisco, Microsoft, Digital Design и других. Выпускникам курсов выдаются международные сертификаты.
Также есть международные стажировки и практики в ведущих компаниях. Уже на первом курсе можно подать заявку на практику или стажировку в компаниях-партнерах: «1С», «Альфа-Банк», «Ростелеком», Site Secure, «Б-152» и других. Стажировки за границей проходят в BMW и Hyundai, а по программе международного студенческого обмена можно поехать на учебу в Германию. Помимо знаний по специальности, такая поездка позволит повысить уровень владения иностранными языками.
– ИТ-сфера развивается чрезвычайно быстро. Готовите ли вы студентов к профессиям будущего?
– В 2017 году вместе с МТС мы запустили магистратуру «Медицинские интеллектуальные системы» для подготовки специалистов в сфере телемедицины. Студенты участвуют в проектах Центра инноваций МТС по направлению eHealth.
Студенты магистерской программы «Компьютерная лингвистика и искусственный интеллект» изучают нейронные сети, генетические алгоритмы, психолингвистику и многое другое, чтобы научить машины разговаривать с людьми.
Магистерская программа «Роботизированные беспилотные системы» охватывает сферы искусственного интеллекта, проектирования приборов и устройств автоматики, теорию управления и компьютерные технологии.
Рисунок 3. Студенты Московского Политеха
– Как у вас построен учебный процесс, чему именно будут учить, какое соотношение теории и практики? Как построены практические занятия?
– На нашем факультете впервые предложена новая модель организации учебного процесса, которая строится на «перевернутом учебном плане». Традиционно в университетах изучают сначала общие фундаментальные дисциплины: математика, физика, экономика, история, иностранный язык и т.д. На старших курсах все постепенно меняется – все больше дисциплин становятся специальными, кафедральными. Однако такой подход для современных студентов работает недостаточно хорошо. Они очень прагматичны, и если не понимают, зачем нужна та или иная дисциплина на практике, то не стремятся ее изучать.
В этой связи мы предложили радикально другую структуру программы – растянули фундаментальные дисциплины на весь срок обучения, перетащив часть дисциплин на старшие курсы. Это позволило на освободившееся место разместить прикладные курсы, обеспечив студентов необходимыми компетенциями для выполнения проектов с первого семестра. Таким образом, мы сохранили и фундаментальный блок, и обеспечили заинтересованность студентов в обучении на младших курсах. Интересным положительным эффектом стало то, что студенты постепенно погружаются во все более сложные фундаментальные дисциплины, при этом используя прикладные навыки (программирование, 3D-моделирование и другие) для их более эффективного изучения. Например, студенты по программе «Интеграция и программирование САПР» в рамках изучения курсов по «Теории механизмов и машин» и «Сопротивления материалов» не просто запоминают формулы или осваивают специализированное программное обеспечение, а программируют построение деталей, выполнение расчетов.
Рисунок 4. Структура «перевернутого» учебного плана по программе «Веб-технологии»
Важной особенностью нового поколения студентов является когнитивная трансформация, вызванная активным внедрением информационных технологий. Мы уже не запоминаем телефоны и много другой информации. А для студентов уже, наверное, на физиологическом уровне непонятно, зачем запоминать и записывать лекции. Даже если очень надо, их всегда можно скачать в VK-группе. В этой связи лекции перестают работать как эффективный педагогический инструмент, и их нужно заменять на практические занятия, проектную деятельность, в рамках которой приходит осознание в необходимости приобретения теоретических знаний.
На наших образовательных программах мы стараемся уменьшить процент лекций до 10-15%, а занятия проводить в компьютерных классах с проектором. Это позволяет преподавателю выбирать формат работы со студентами, переключаясь между лекцией и лабораторной работой. Кроме того, такой подход позволяет более активно привлекать преподавателей-практиков из индустрии, которые не имеют сильно развитых навыков для чтения лекций.
– Есть ли у вас совместные обучающие проекты с компаниями, если да, то с какими и почему именно с ними?
– Почти у всех образовательных программ есть индустриальные партнеры. Программу по веб-технологиям мы проектировали и запускали с Ассоциацией веб-разработчиков, программу по САПР – вместе с компанией Autodesk. А некоторые магистерские программы полностью спроектированы по заказу компаний. К их числу относятся программы по веб- и облачной информационной безопасности, по роботизированным беспилотным системам и эргономике.
Московский Политех входит в десятку самых крупных вузов России по количеству обучаемых ИТ-специалистов |
Выбор компаний-партнеров был определен несколькими факторами – профессиональным кругом знакомств, мотивацией компаний к сотрудничеству и их готовностью инвестировать свои временные, а главное, интеллектуальные ресурсы.
– Какие перспективы развития? Что планируете нового внедрять в учебные программы, в практику?
– Мы активно развиваемся все четыре года и не собираемся останавливаться. В 2018 году мы прошли аккредитацию Рособрнадзора, доказав, что наша модель не противоречит, а лишь усиливает существующие федеральные государственные образовательные стандарты и другие нормативы. Весной у нас состоялся первый выпуск, мы одни из немногих провели открытую защиту дипломов с трансляцией в интернет и приглашением большого количества экспертов из индустрии. Мы оценили качество выпуска с точки зрения трудоустройства – свыше 90% студентов уже работают в ИТ-компаниях, хотя выпускники прошлых лет обеспечивали этот показатель только на уровне 30%.
Сейчас мы столкнулись с новыми, во многом неожиданными, проблемами. Наши студенты, получившие навыки на втором курсе, начинают активно работать и отказываются участвовать в выполнении сложных проектов. Они уже знают текущую стоимость своей квалификации и времени, но при этом пока еще осознают необходимость дальнейшего развития. В итоге возникает парадокс – для их дальнейшего развития мы должны им платить за участие в проектах!
Сначала это казалось нелепым, даже смешным суждением, но сейчас мы прорабатываем такие возможности. Мы создали студенческую веб-студию, запускаем в работу Центр САПР-разработки, включаем студентов в работу по заказам с жесткими сроками и высокой ответственностью. Это требует от нас постепенной трансформации в сторону корпорации, бизнес-компании, сохранив при этом наши академические процессы. Это серьезный вызов, но мы не боимся сложностей.