Российский EdTech-рынок имел надежную базу еще до пандемии
© Высшая школа экономики
К таким выводам пришли исследователи из Высшей школы экономики, изучив статистику и прогнозы, опубликованные до и после начала пандемии. Статья вышла в журнале «Информатика и образование».
Рынок EdTech включает в себя самые разные технологии, которые используются в образовании: онлайн-курсы, образовательные платформы, системы мониторинга и прокторинга, цифровые тренажеры и симуляторы, решения для организации учебного процесса и многое другое. Нередко этот термин приравнивают к онлайн-образованию, но многие технологии могут эффективно применяться также в очном и смешанном форматах.
Для успешного внедрения образовательных технологий необходимо широкое распространение компьютеров (как личных, так и в образовательных учреждениях), подготовка учителей и преподавателей и — особенно в сегментах с небольшим участием частного капитала — поддержка государства. Уже 10 лет назад компьютер дома был у 93% российских школьников, 80% пользовались компьютерами в школе (по этому показателю Россия обгоняла Сингапур, Швейцарию, Бельгию, Японию и многие другие страны). До пандемии учителя и педагоги не очень часто использовали цифровые технологии в обучении, но уровень компьютерной грамотности у них уже тогда был довольно высоким. Государство старается стимулировать и регулировать развитие цифрового образования (как для школьников и студентов, так и для людей, завершивших формальное обучение): действуют проекты и программы, направленные на внедрение новых форматов и образовательных технологий, повышение квалификации учителей, поощрение непрерывного образования.
Оценки размера и, соответственно, перспектив развития рынка образовательных технологий в России сильно разнятся. Это связано прежде всего с различными определениями области и ее границ: как соотносить ее с онлайн-образованием, учитывать ли предполагаемый объем рынка частных репетиторов (например, ведущих занятия через Skype/Zoom), как оценивать размеры непубличных сделок. Исходя из разных трактовок и ответов на эти вопросы, можно получить оценку рынка от 30 до 40 млрд рублей в 2018 году, по доле от всего рынка образования в России это сравнимо с общемировым показателем (около 1,5%). При этом EdTech показывает высокие темпы роста — около 20% в год.
Источник: НИУ ВШЭ