Ильяс Латыпов: «Большинство выпускников-математиков находят работу в сфере информационных технологий»
Ильяс Латыпов, директор Института математики и информационных технологий Омcкого государственного университета им. Ф.М. Достоевского, кандидат физико-математических наук, доцент |
– В ОмГУ им. Ф.М. Достоевского подготовка математиков ведется
с момента создания университета в 1974 году. В 2007-м на базе
математического факультета, университетского центра интернета и Омского
регионального центра информатизации был создан Институт математики
и информационных технологий – ИМИТ.
В последнее время подавляющее большинство выпускников-математиков находят работу в сфере информационных технологий. Часть выпускников устраивается на работу в ИТ-подразделения университета, причем начинают работать еще будучи студентами. ИМИТ был создан как раз в целях улучшения работы университетских ИТ-подразделений иповышения качества подготовки выпускников для ИТ-индустрии.
Институт обеспечен современными компьютерными классами, сетевой лабораторией, работает студенческое конструкторское бюро.
– Успевает ли университетское ИТ-образование за стремительно развивающейся сферой ИТ? Какие образовательные направления в рамках института вы бы назвали трендовыми, наиболее востребованными сегодня?
– ИМИТ ведет обучение студентов по специальности «Фундаментальные математика и механика» и направлению подготовки бакалавров и магистров «Прикладная математика иинформатика». Специальность – классическая университетская и ориентирована в первую очередь на наукоемкое производство, научно-исследовательскую и преподавательскую деятельность.
Бакалаврам после второго курса мы предлагаем выбрать один из двух профилей – «Прикладную математику» или «Программирование и информационные технологии».
Профиль «Прикладная математика» ориентирован на научно-исследовательскую деятельность и на подготовку аналитиков в разных сферах, профиль «Программирование иинформационные технологии» – на разработку программного обеспечения.
Прикладная математика – по сути, классический университетский профиль, бакалавры выполняют выпускную работу в основном по математическому моделированию, задачам оптимизации, математическим методам защиты информации и ряду других направлений, но в любом случае с использованием информационных технологий.
Выпускники нашего университета не остаются без работы. Большинство из них трудоустраиваются в ИТ-индустрии, а также в финансовой сфере, страховом бизнесе, логистике, вконструкторских бюро, на промышленных предприятиях, в учебных и научных учреждениях |
«Программирование и информационные технологии» – современный технологичный профиль, в последнее время раз в два-три года появляются существенные нововведения вучебном плане. Спецкурсы здесь читают практики из ИТ-предприятий Омска.
По окончании бакалавриата можно продолжить образование в магистратуре. Мы предлагаем три программы магистратуры: «Математическое моделирование», «Исследование операций и системный анализ» и «Информационные технологии». Первые две – продолжение профиля «Прикладная математика», а третья – продолжение профиля «Программирование и информационные технологии» бакалавриата.
– Насколько трудоустроены выпускники Института математики и информационных технологий? Где они наиболее успешно реализуют свой потенциал?
– У нас выпускники не остаются без работы. Большинство выпускников работают в ИТ-индустрии: в Омске наблюдается катастрофическая нехватка кадров в ИТ-сфере. Кроме того, выпускники работают в финансовой сфере, страховом бизнесе, логистике, в конструкторских бюро, на промышленных предприятиях, в учебных и научных учреждениях. Они находят работу не только в нашем регионе, но и далеко за его пределами. Достаточно большое количество выпускников бакалавриата поступают в магистратуру столичных изарубежных вузов.
Справка 23 декабря 2002 г. Омский государственный университет внесен в Единый государственный реестр юридических лиц как Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Омский государственный университет». Постановлением Правительства Омской области от 22 апреля 2004 г. № 14-п и приказом Федерального агентства по образованию от 21 января 2005 г. № 23 Омскому государственному университету присвоено имя Ф.М. Достоевского. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 мая 2011 г. № 1806 Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского» переименовано в федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского». Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 марта 2016 г. № 208 федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского» переименовано в федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского». |
У нынешних студентов после третьего курса учебный план включает производственную практику с отрывом от учебы длительностью четыре недели. Кроме того, на четвертом курсе есть непрерывная производственная практика.
Предприятия-партнеры заинтересованы в привлечении будущих работников: на сегодняшний день предложений на практику от них больше, чем мы можем дать им студентов. Этопозволяет студенту после третьего курса пойти на практику на какое-нибудь предприятие на месяц, а потом, если будет хороший опыт, остаться на нем на практику еще и на время четвертого курса и в дальнейшем трудоустроиться здесь же. Если студент поймет, что выбранное направление деятельности ему не подходит, то можно найти на следующий год другой вариант практики.
– Сейчас компьютерным технологиям обучают во многих вузах. Есть тренд на узкоспециализированное образование. Насколько математика необходима как базис специалистам технологической сферы?
– Мы первые два года ведем обучение и специалистов, и бакалавров по одной программе, разница лишь в курсах по выбору. Это позволяет дать всем студентам общематематическую базу, в том числе основы информатики и программирования. Поэтому выпускники после окончания университета достаточно легко самостоятельно осваивают новые технологии.
Предприятия-партнеры заинтересованы в привлечении будущих работников: сегодня предложений на практику от них больше, чем мы можем дать им студентов |
Кроме того, есть возможность достаточно безболезненной смены направления деятельности. Знаю примеры наших выпускников, которые начинали работать в банковской сфере, потом уходили в программирование, а затем снова возвращались в банк.
– Как одаренные студенты ИМИТа демонстрируют свои таланты?
– Студенты ИМИТа участвуют в различных олимпиадах и конкурсах. Ежегодно проводятся студенческие конференции, лучших мы посылаем на конференцию Новосибирского университета. Также отправляем перспективных студентов на Всероссийскую студенческую олимпиаду по математике, проводим отборочные этапы олимпиады по спортивному программированию АСМ и олимпиады «ИТ-планета» (почти ежегодно наши студенты проходят в финал олимпиады «ИТ-планета»).
Обучающиеся в институте, как мы уже говорили, сотрудничают с ИТ-предприятиями, и многие еще на третьем курсе начинают работать.
Кроме того, есть возможность развивать свои идеи в рамках студенческого конструкторского бюро (СКБ) или создать малое предприятие на базе Бизнес-инкубатора ОмГУ. Одно изИТ-предприятий Омска фактически зародилось в нашем СКБ и несколько лет функционировало в Бизнес-инкубаторе вуза. Три наших студента получали гранты по программе «Умник».
– А не скучно ли студентам вычислять с утра до ночи? Как обстоят дела с внеучебной работой факультета?
– У наших студентов внеучебная жизнь весьма насыщенная. Первое мероприятие для первокурсников – конкурс «Турнир претендентов». Своего рода КВН между группами первого курса, обычно он проводится в ноябре. Цель конкурса – сплотить группы. У каждой группы первого курса бакалавриата и специалитета есть шефы-старшекурсники, они помогают приготовиться к конкурсу и рассказывают первокурсникам о традициях факультета. Кроме того, в турнире участвует и группа первого курса магистратуры – показывает новичкам пример.
Самое большое наше внеучебное мероприятие – Неделя математика. Обычно она начинается 1 апреля, в День математика. Начинается это мероприятие торжественным выходом назанятия и актовой лекцией одного из преподавателей, затем проходят посвящение первокурсников в студенты, пресс-конференция преподавателей, различные интеллектуальные испортивные соревнования студентов, а завершает все аукцион (о нем чуть позже).
В числе студенческих соревнований – олимпиада по программированию, олимпиада по преподаванию математики, соревнования по игровым видам спорта, соревнования пошахматам, карточным играм, компьютерным играм, «Что? Где? Когда?».
Аукцион традиционно завершает Неделю математика. Лоты выставляют преподаватели и предприятия-партнеры, иногда это авторский торт, варенье от преподавателей, какие-тосувениры, в качестве лотов выступают также «индульгенции», дающие право на повышение оценки на зачетах и экзаменах. Лот может выиграть любой студент, показавший лучший номер самодеятельности с точки зрения аукциониста – аукционистом является один из преподавателей факультета. Кроме того, на аукционе награждаются победители многочисленных соревнований Недели математика.
Дмитрий Шевченко: Факт того, что вы учитесь, учились или хотите учиться на математическом факультете, уже многое о вас говорит, например, то, что вы человек, который обладает уникальной дерзостью ума, вы не любите, когда вам что-то объясняют – вы сами ищете ответы. А можно сказать, что вы получаете удовольствие от знаний, которыми овладели, и постоянно стремитесь к новым. Низкий поклон всем наставникам и преподавателям, которые поддерживают этот огонь внутри. А самое главное – они научили нас учиться. Вообразите себе, сколько талантливых и многогранных ребят ежегодно поступают на матфак. Самых активных уже на первом курсе знает весь факультет из-за большого количества внеучебных мероприятий. Если участвовать в жизни своего факультета, то можно быть уверенным – вы не пропадете. Главное – не забывать про учебу, в которой нет места лени… |
Ольга Андякина: Сложился стереотип, что учиться на мафакультете сложно и скучно. Сложно? О да! Скучно? Совсем нет! С первых дней обучения я с головой окунулась в жизнь своего факультета. Множество интересных предметов (узнаешь, что математика – это далеко не только алгебра и геометрия) икрутых преподавателей, которые эти предметы ведут, дополнила богатая внеучебная жизнь: с середины сентября первокурсники готовятся к «Турниру претендентов». Это отличная возможность по-настоящему познакомиться и сдружиться с одногруппниками (и не только) и почувствовать атмосферу факультета. После турпрета скучать не приходится, и мероприятий на любой вкус достаточно: олимпиады, дни открытых дней, новогодние вечеринки, Неделя математика. Плюс возможность получить второе (педагогическое) образование и, например, учить детей на «малом» матфаке. На самом деле, помимо получения знаний в разных областях математики и программирования, студенты ИМИТа учатся более целостно и систематично воспринимать окружающий мир, мыслить последовательно и основательно, что точно не будет лишним в дальнейшей жизни. |
Евгений Князев: Учиться здесь сложно, но не невозможно – я не получил ни одной тройки, например. Изучение математики создает систему в голове, развивает критическое мышление. Я видел математиков, перешедших в разные области, вплоть до написания книг, но не наоборот. Научная деятельность, публикации в иностранных изданиях, олимпиады внутри вуза ивсероссийские олимпиады доступны каждому студенту, было бы желание. Сильным бонусом обучения является сотрудничество факультета с ведущими ИТ-компаниями Омска. В процессе всегда можно записаться на спецкурс работодателя, успешно пройти его и получить работу. База будет достаточной. Я уверен, что такой внеучебной работы, как у нас, нет ни на одном факультете в ОмГУ, ни в одном вузе в Омске и не во всех городах РФ. Организационный комитет ИМИТа – этопроектная деятельность, последние технологии в работе, опыт управленца, публичные выступления, креативность. ИМИТ – четыре буквы, но о нем нужна тысяча слов. Скажу просто: если хотите стать успешным программистом, математиком от науки, логистом, аналитиком, то вам сюда. |
Подготовил Евгений Белкин