Выбираю•IT помогает в выборе будущей профессии абитуриентам
и студентам, в развитии профессиональных навыков молодым специалистам,
в выборе дополнительных программ обучения и специальных курсов.

О портале Каталог профессий

Сергей Мисюрин: «Именно в НИЯУ МИФИ впервые появился факультет информационной безопасности»

В гостях у «Системного администратора» – Сергей Мисюрин, доктор физико-математических наук, профессор, директор ИИКС НИЯУ МИФИ


Сергей Мисюрин
Сергей Мисюрин, доктор физико-математических наук, профессор, директор ИИКС НИЯУ МИФИ
– Расскажите об истории создания направления ИТ в институте.


– Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» известен не только благодаря своему основному, ядерному, профилю, но и благодаря своим разработкам в области информационных технологий, кибернетики, информационной безопасности и т.д. Именно в НИЯУ МИФИ впервые появился факультет информационной безопасности, а также в 2007 году была создана первая базовая кафедра Росфинмониторинга в России для подготовки специалистов в области анализа денежных потоков и противодействия отмыванию денег.

Началом качественно нового витка в развитии направления в целом мы считаем 2015 год. С этого момента в рамках проекта 5-100 в Институте интеллектуальных кибернетических систем (ИИКС) МИФИ началось создание большого количества международных лабораторий, обновление программ под международные стандарты. Первым приглашенным профессором стал американский профессор из George Mason University А.В. Самсонович, создавший и возглавивший лабораторию «Искусственного интеллекта», на базе которой стали вестись исследования в области социально-эмоционального искусственного интеллекта и робототехники.

– Каких специалистов вы готовите?

– ИИКС – это уникальная площадка, где становятся профессионалами, способными противостоять современным угрозам и вызовам в области интеллектуальных систем, робототехники, информационных технологий, кибербезопасности ифинансовой безопасности.

Преимуществами института являются:

  • подготовка кадров, обладающих актуальными компетенциями для профессионального решения задач построения защищенных информационных систем и разработки программного обеспечения;
  • обучение технологиям проактивной киберзащиты, в том числе принципам построения адаптирующихся к быстро изменяющейся среде интеллектуальных агентов кибербезопасности и высокопроизводительных защищенных распределенных инфраструктур хранения и обработки данных, повышающих скорость реакции на киберугрозы и эффективность выявления незаконных финансовых операций;
  • вовлечение в исследовательские работы в области робототехники и киберфизических систем.

– Проблема дефицита ИТ-кадров официально обозначена... А почему она возникла? Каковы пути ее решения?

– Система образования часто готовит специалистов в разных ИТ-областях на основе устаревших подходов, которые давно уже не соответствуют реальной рыночной действительности и требованиям современных компаний. Работодатель ищет специалиста, который сразу готов начать качественно работать. Однако базового уровня знаний, которые студент приобретает в университете, для этого недостаточно. Зачастую система образования просто не успевает запотребностями ИT-отрасли.

ИИКС – это уникальная площадка, где становятся профессионалами, способными противостоять современным угрозам и вызовам в области интеллектуальных систем, робототехники, информационных технологий, кибербезопасности ифинансовой безопасности

Другая проблема – это переход многих клиентов в сеть Интернет, повышается популярность онлайн-торговли, интернет-заказов, онлайн-банкинга и т.д. Пользователи все чаще предпочитают «выйти в интернет», а не на улицу. Поэтому многие компании стремятся перевести свой бизнес в интернет.

Для эффективного и интересного обучения ИИКС оснащает свои лаборатории современным оборудованием, мы приглашаем практикующих преподавателей и поддерживаем научные проекты, в которых участвуют сотрудники и студенты. Мы стремимся обмениваться опытом с зарубежными коллегами и актуализировать наши образовательные программы так, чтобы они максимально отвечали потребностям современного бизнеса. Большое количество программ обучения ведется с индустриальными и научными партнерами совместно.

– Ваше мнение о качестве ИТ-образования в стране? Почему оно отстает от мирового уровня – или это не так?

– Я бы не сказал, что у нас все не так плохо с образованием. Да, проблемы есть, однако за рубежом российские разработчики востребованы благодаря высокому уровню подготовки, качественной работе и демократичным запросам, несмотря на курс валют.

– Кто приходит к вам учиться? Меняется ли год от года абитуриент? Его подготовка? Гендерный состав?

– В ИИКС приходят абитуриенты, заинтересованные получить новые знания в области ИТ и искусственного интеллекта. Традиционно молодых людей к нам поступает больше, чем девушек, однако и девушки находят для себя интересные направления и не уступают молодым людям по способностям.

Студенты института регулярно становятся победителями российских и международных конкурсов по информационным технологиям.

На горизонте в пять – семь лет «качество» наших абитуриентов сильно выросло. Средний балл ЕГЭ поступающих без учета индивидуальных достижений уже составляет 273 балла и продолжает расти.

Политика импортозамещения все больше требует именно отечественных специалистов с высокой квалификацией. Это диктует нам условия к нашим образовательным программам

– Что изменилось в процессе обучения в связи с установкой на импортозамещение?

– Из-за политики импортозамещения требуется все больше именно отечественных специалистов с высокой квалификацией. Это диктует нам условия к нашим образовательным программам.

Но на самом деле наибольшие вызовы для нас, которые мы намерены решать, – это растущая киберпреступность, переход к цифровой экономике, нейроуправление устройствами. Именно эти вызовы дают нам понимание того, каким образом перестроить программы обучения. Ведущую роль в программах стала занимать практическая реализация теоретического задела уже с первого курса обучения. Особую роль начала играть командная работа, ведь именно команда – главный запрос со стороны рынка на текущий момент.

Отдельное внимание, наверное, надо уделить нашему сотрудничеству с Росатомом в области разработки новых программ. Например, именно благодаря этому сотрудничеству мы создали и развиваем совместную магистерскую программу скомпанией «Атомстройэкспорт». Особенностью обучения по программе будет то, что группы набираются из студентов различных направлений подготовки (ядерная физика, системный анализ, программная инженерия), основная часть учебного процесса будет командной, как и получаемые оценки. Первый набор состоится уже в этом году, а двухгодичный результат работы магистров будет сразу внедряться в производство.

Обратите внимание, что такой набор накладывает новые требования не только на качество профессиональной подготовки, но и на социально-гуманитарные навыки (знания языка, умение работать в команде и т.д.).

– Каковы перспективы трудоустройства выпускников?

– По данным исследования SuperJob, ИT-выпускники Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» входят в число самых высокооплачиваемых специалистов в России. При институте функционируют малые инновационные предприятия. Основные сферы трудоустройства выпускников – это государственная служба, банковская сфера, финансовая сфера, аудит, ИT-сфера, информационная безопасность.


Вадим Даньшин
Руководитель лаборатории анализа данных

Вадим Даньшин:
«В НИЯУ МИФИ имеются широкие возможности для реализации различных проектов»

Один из внедренных в производство проектов, разработанных в нашей лаборатории, технология BodyTrack – гибкий и адаптивный инструмент для сбора статистики о действиях персонала на территории объектов с большим количеством IP-видеокамер. Дви-жения людей переводятся в коорди-наты векторов, на основании которых становится возможным решать различные прикладные задачи заказчика (к примеру, подсчет контактов сотрудников, анализ посещений помещения, контроль действий сотрудников на опасных и ответственных участках производства и многое другое).


Алексей Егоров
Аспирант группы А14-502

Алексей Егоров:
«Я получил возможность заниматься развитием инженерного образования в школах»

Я люблю НИЯУ МИФИ не просто за качественное обучение или возможность для творческой научной деятельности. Да, конечно, к третьему году обучения в аспирантуре я уже имею шесть публикаций, рецензируемых базой Scopus, и семь публикаций в журналах из списка ВАК. Но, кроме этого, я получил возможность заниматься развитием инженерного образования в школах (проект sotvorimvmeste.ru), участвовать в формировании и развитии системы студенческих научных обществ по всей стране в рамках Всероссийского клуба молодых исследователей. Для меня важно, что МИФИ максимально поддерживает такую деятельность.


Юрий Тимофеев
Студент группы Б14-503

Юрий Тимофеев:
«НИЯУ МИФИ – работа, учеба и семья»

Что только ни происходило со мной за годы учебы в НИЯУ: я очень много занимался, участвовал во многих всероссийских мероприятиях, вместе с командой организовал работу студенческого радио в университете.

Все это незабываемые эмоции, но не стоит забывать и про знания, которыми поделился со мной МИФИ. Участие в конференциях, тесное сотрудничество с известными корпорациями дали не только возможности устроиться на хорошо оплачиваемую работу, но и подпитали интерес к своей профессии.

Техническое обеспечение кафедры сделало возможным реализацию всех идей, в том числе практически невыполнимых!

Наука, спорт, волонтерство, культура и медиа. Всем этим можно заниматься во внеучебное время. И именно из всего этого получается то, что я называю МИФИ.

 
Проект Издательского дома "Положевец и Партнеры"

По вопросам партнерства обращайтесь по электронной почте chooseit@samag.ru

Телефон: +7 499 277-12-45