Образование в ИТ. От общего – к частному, от частного – к масштабному
Секрет популярности «СА», ставшего брендом, ключевым отечественным ИТ-изданием, в том, что журнал является своего рода «учебником для волшебников». Эксперты высокого профессионального уровня подробно разбирают прикладные и теоретические проблемы с позиции «делай как мы, делай лучше нас». И этой стратегии журнал не изменяет. Но с развитием информационных технологий и все более глубоким их проникновением во все сферы жизни общества, остро встал вопрос с кадрами для ИТ.
Стало понятно, что в связи с массовой потребностью в айтишника время одиночек прошло и хорошим ИТ-специалистом можно стать лишь после обучения в вузе, плюс уделяя время постоянному самообразованию и практической работе. Вэтом году в России среднюю школу заканчивают чуть больше 710 тысяч ребят. Из них около 60 тысяч намерены сдавать ЕГЭ по информатике. То есть более 8% юношей и девушек, причем девушек с каждым годом все больше, планируют связать свою жизнь с информационными технологиями.
Но, выбирая специальность (а их в ИТ уже не один десяток), ребята не всегда точно понимают, чем станут заниматься в будущем. Многие ориентируются на название специальности, на рассказы старших или на престижность ирасположение вуза, идут сдавать документы «за компанию».
И именно для того, чтобы дать возможность правильно сориентироваться в таком серьезном вопросе, для тех, кто решил стать ИТ-специалистом, наш журнал несколько лет назад основал рубрику «Alma mater российских ИТ». В каждом номере мы рассказываем об одном из ведущих вузов. Читателям предлагается информация о том, где можно получить интересную, престижную, востребованную профессию.
«"Системный администратор" взялся за очень важную проблему, – говорит Алексей Попов, доцент кафедры ИУ-6 Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана. – Притом что все вузы имеют свои сайты, есть немало информации в интернете, журнал делает то, что, наверное, никто не делает, во всяком случае, на постоянной основе. Он дает молодым людям возможность получить информацию, как говорят, «из первых уст». На страницах журнала выступают и руководители вузов и факультетов, и преподаватели, и студенты, аспиранты, выпускники. Нигде более вчерашний школьник такой подробной, всесторонней, живой и интересной информации не получит».
Какой нынче год на календаре отечественного ИТ-образования?
Вузовская подготовка дает фундамент для развития специалиста. Не имея глубоких знаний в математике, физике, информатике, без досконального понимания сути процессов и технологий нельзя ни освоить эти процессы и технологии, ниприменять, ни тем более их создавать.
По данным HeadHunter, рынок труда в ИТ вырос за последние десять лет в 18 раз |
Между высшим образованием и реальной работой всегда существует дистанция. Именно из-за того, что выпускники были не готовы работать в реальных проектах, остро стоял вопрос о том, что отечественное ИТ-образование на годы отстает от развития ИТ-технологий.
Но в ведущих вузах эту проблему давно поняли и налаживают отношения с будущими работодателями, внедряют программы стажировок, представители заинтересованных организаций проводят занятия или какие-либо мероприятия, астуденты получают возможность поучаствовать в настоящих проектах.
«Мы стараемся дать возможность студентам отработать в проектах с разными компаниями, с тем, чтобы выпускник понял, чего он действительно хочет. В итоге выпускников компаниям не приходится ни доучивать, ни переучивать», – рассказал «Системному администратору» Александр Омельченко, заведующий кафедрой математических и информационных технологий Санкт-Петербургского академического университета.
«Системный администратор» дает вузам возможность детально рассказать о практической стороне обучения. «Сегодня при выборе вуза и факультета я бы испытывал гораздо меньше сомнений», – говорил Олег Иевлев, декан факультета информационных технологий Московского технического университета связи и информатики.
Рубрика «Alma mater российских ИТ» работает, число вузов – партнеров «Системного администратора» близится к 30, и все больший интерес к ней проявляют не только учебные заведения двух столиц, но и регионы. По данным Минобразования, в России готовят ИТ-специалистов порядка 450 вузов. Разрыв в виртуальном ИТ-календаре сокращается.
В стране создается надежная, передовая образовательная база, которая в состоянии выпускать на рынок специалистов, способных конкурировать с зарубежными. Но понятно, что, чтобы по окончании вуза стать настоящим профессионалом, одного университетского образования недостаточно. Учеба в вузе должна дополняться курсами дополнительного образования.
Выше, быстрее, масштабнее
Для того чтобы на более высоком уровне помочь коммуницированию вузов, бизнес-школ, прочих образовательных учреждений в сфере ИТ, абитуриентов, студентов, молодых специалистов, издательский дом занялся разработкой информационного портала для хранения и агрегации профессиональных знаний в сфере ИТ-образования. Это агрегатор, цель которого аккумулирование и подача информации об ИТ-образовании.
Как это будет работать?
- Школьник – хочет выбрать ИТ-специальность, но не знает какую, где получить необходимые знания, каким способом и каковы у него перспективы. Портал станет для него своеобразным гидом и начальной точкой входа в ИТ-профессию.
- Студент – хочет расширить свои знания. Портал предоставляет ему всю необходимую информацию.
- ИТ-специалист – хочет совершенствоваться в профессии. Портал подскажет, как повысить квалификацию/получить смежную специальность ИТ-специалистам.
- Учебное заведение – хочет получить хорошо мотивированных учеников. Благодаря порталу ошибок в выборе профессии практически не будет.
Классных ИТ-специалистов следует готовить со школьной скамьи. По принципу работы Школы олимпийского резерва. Шаг за шагом, ступень за ступенью.
Кстати:
До 2020 года в России появятся новые профессии, и спрос на айтишников станет еще больше. К уже имеющимся профессиям добавятся: куратор по информационной безопасности, консультант по безопасности личного профиля, ИТ-аудитор, разработчик моделей Big Data, цифровой лингвист, ИТ-проповедник, сетевой юрист, дизайнер интерфейсов, архитектор информационных систем (http://info.tatcenter.ru).
Подготовила Ирина Ложкина