---------------------------------------------------------------------------------
Выбираю•IT помогает в выборе будущей профессии абитуриентам
и студентам, в развитии профессиональных навыков молодым специалистам,
в выборе дополнительных программ обучения и специальных курсов. " /> ---------------------------------------------------------------------------------
Выбираю•IT помогает в выборе будущей профессии абитуриентам
и студентам, в развитии профессиональных навыков молодым специалистам,
в выборе дополнительных программ обучения и специальных курсов. " />

Портал издательского дома "ПОЛОЖЕВЕЦ и ПАРТНЕРЫ"
---------------------------------------------------------------------------------
Выбираю•IT помогает в выборе будущей профессии абитуриентам
и студентам, в развитии профессиональных навыков молодым специалистам,
в выборе дополнительных программ обучения и специальных курсов.

О портале Каталог профессий

Арутюн Аветисян: «Для талантливых и трудолюбивых студентов у нас созданы все условия»

В гостях у «Системного администратора» доктор физико-математических наук, член-корреспондент РАН, директор Института системного программирования РАН Арутюн Аветисян


Арутюн Аветисян
Арутюн Аветисян, доктор физико-математических наук, член-корреспондент РАН, директор Института системного программирования РАН
– О проблеме дефицита ИТ-кадров в России говорят сегодня многие и много. С чем она связана, как вы считаете?


– Это глобальная проблема. Дефицит ИТ-кадров существует и в развитых странах Запада, но в каждой стране есть свои причины, почему он возникает. У нас, например, на стандартный недостаток ИТ-кадров накладывается большая «утечка мозгов», отток специалистов из страны, соответственно, это влияет на подготовку кадров, в том числе университетскую.

Чтобы восполнить кадровый дефицит, формально можно увеличивать число студентов, выпускать гораздо больше ИТ-специалистов, но ИТ-инженерия – это элитарное образование по определению, оно очень трудно масштабируется.

Дело в том, что молодых ученых или инженеров-исследователей должны готовить наставники, люди, которые сами уже прошли этот путь, специалисты-практики, а не просто преподаватели. Однако подобных наставников, которые могут подготовить новые кадры, крайне мало. Их недостаток ощущается во всем мире. Поэтому можно, конечно, предложить: «Давайте начнем готовить в три раза больше ИТ-специалистов». Но где взять людей, которые их будут учить?

– Отчасти их дефицит восполняют разработчики, которые преподают в вузах.

– Отчасти, да. Но утечка кадров не позволяет полностью решить эту проблему. Многие думают, что американские компании нанимают специалистов из других стран только потому, что они дешевле. Это далеко не так. Компании берут иммигрантов, потому что им катастрофически не хватает квалифицированных кадров, и они готовы платить любые деньги, лишь бы их получить.

Поэтому я думаю, что импорт специалистов в США идет не только потому, что они дешевле, а в силу того, что американцы стараются перетянуть самых лучших и талантливых людей к себе и таким образом решить свои проблемы.

Для нас вряд ли подобное возможно, поэтому мы должны иметь свои модели образования, свои институты, которые на постоянной основе растят собственные кадры. Примером может являться наш Институт – несмотря на все сложности 90-х годов, мы не только выжили, но и продолжаем поступательно развиваться и влияем на образование ИТ-индустрии.

– А как вы это делаете?

– Процесс налажен следующим образом. У нас есть кафедры системного программирования в МФТИ, МГУ и Высшей школе экономики с полным циклом обучения – от бакалавриата до магистратуры, мы там читаем лекции с первого курса. На третьем курсе студенты приходят в Институт. Продолжая учиться у себя в вузе, они вовлекаются в научно-исследовательскую деятельность, мы их включаем в команды реальных ИТ-проектов.

С самого начала для Института была выбрана известная и апробированная в советское время «физтеховская» модель – интеграция исследовательского института с вузом и индустрией

Сначала студент выбирает специализацию. У нас в Институте есть пять семинаров по различным направлениям – например, управление данными и информационные системы, системы программирования и так далее. Если, посещая семинар, студент видит, что не совсем правильно выбрал свою область знаний, то он может поменять направление, поняв, что ему нужно.

Мы очень внимательно относимся к ребятам, которые к нам приходят, как к своим будущим сотрудникам. Ежегодно ИСП РАН принимает порядка 60 студентов с трех кафедр. Хотя обычно желающих больше, чем мы можем взять, поэтому ребят приходится отбирать. Но реальный отбор начинается, когда они уже здесь, в Институте, начинают работать.

– Почему студентов так тянет в ИСП РАН?

– Много компонентов срабатывает – и мотивация, и талант, и желание студента серьезно заниматься. Для Института это тоже полезное общение: мы имеем постоянную подпитку, приток талантливых ребят из лучших вузов страны.

Справка

Институт системного программирования РАН – научно-исследовательское учреждение Отделения математических наук РАН Российской академии наук, ведущее фундаментальные и прикладные исследования в области информатики. Основан 25 января 1994 года на базе бывшего Института проблем кибернетики РАН.

Отделы – архитектуры вычислительных систем, инструментальных средств разработки программ, информационных систем, компиляторных технологий, системного программирования, теоретической информатики, технологий программирования.

В институте действуют ученый совет и диссертационный совет. Одно из структурных подразделений – Центр верификации ОС Linux.

Среди разработок института – СУБД Sedna и технология тестирования программного и аппаратного обеспечения UniTESK.

Образовательное направление:

  • Аспирантура ИСП РАН
  • Кафедра СП ФУПМ МФТИ
  • Кафедра СП ВМК МГУ
  • Кафедра СП НИУ ВШЭ

Сайт института: http://www.ispras.ru.

С самого начала для Института была выбрана известная и апробированная в советское время «физтеховская» модель – интеграция исследовательского института с вузом и индустрией. Время доказало, что эта модель вполне дееспособна и вусловиях рыночной экономики.

В 90-е годы, когда утечка научных кадров в стране достигала 70-80%, мы смогли выжить. Прежде всего потому, что была научная школа, вокруг которой создавался Институт. Вот за счет нее, за счет того, что у нас всегда был поток студентов, что в самое тяжелое время мы смогли найти заказчиков, которым нужны были реальные результаты, мы и устояли.

В 2000-е годы ситуация стабилизировалось. А в последние пять лет, могу сказать, что ситуация не просто улучшилась, люди стали гораздо реже уезжать, но и появилась сильная внутренняя конкуренция.

Сегодня в Институте сложился хороший костяк – 75-80% сотрудников моложе 40 лет. Это возраст, когда человек молод и может все, а при этом у него есть опыт, которого не хватает в 20 лет. Благодаря нашему учителю и основателю ИСП РАН Виктору Петровичу Иванникову мы смогли решить важную проблему преемственности поколений, которая сегодня в нашей стране особенно актуальна.

Да, в Институте много молодых, они востребованы, они хотят решать задачи, и у нас есть задачи, которые надо решать, есть достаточно много хороших контрактов. Но мы уже столкнулись с нехваткой кадров. Потому что студент, чтобы стать суперспециалистом или техническим руководителем, должен пройти бакалавриат, потом магистратуру, потом аспирантуру – на все это уйдет не меньше пяти лет. Обычно проходит немало времени, прежде чем первокурсник дорастет до руководства. Но у нас этот путь сокращен, так как молодой человек начинает работать фактически на втором или третьем курсе.

– Модель развития ИСП РАН кажется простой. Ее могут позаимствовать и другие?

– Да, модель относительно простая, но, чтобы ее реализовать, необходимо учитывать несколько очень важных моментов.

Во-первых, она должна базироваться на серьезном техническом бэкграунде. Научную школу меньше, чем за 10 лет, невозможно создать. А реально времени понадобится еще больше. Например, научная школа Виктора Петровича Иванникова формировалась еще в 60-е годы, то есть должна быть хорошая научная составляющая.

Во-вторых, должен быть качественный приток молодых кадров, который обеспечивают кафедры университетов, случайным образом это нельзя сделать.

В-третьих, необходим качественный приток денег, привязанных к конкретным проектам.

Но даже когда все эти компоненты есть, все равно модель может оказаться неэффективной. Чтобы все получилось, необходимы люди – команда единомышленников во главе со своим лидером. Нужны пассионарии, которые друг другу доверяют, усилий одного человека, даже великого, здесь недостаточно.

Академик РАН Виктор Петрович Иванников

Виктор Петрович ИванниковКрупнейший российский ученый, академик Российской академии наук, доктор физико-математических наук, профессор, главный редактор журнала «Программирование», заведующий кафедрами системного программирования факультета ВМК МГУ, МФТИ и ВШЭ, основатель и научный руководитель Института системного программирования, человек, стоявший у истоков создания российских ИТ и посвятивший всю жизнь их развитию. Основатель отечественной научной школы системного программирования, объединяющей ученых – разработчиков системного программного обеспечения вычислительных систем.

Со дня образования Института системного программирования РАН (25 января 1994 года) и до последних дней жизни В.П. Иванников руководил работой его коллектива по широкому спектру актуальных направлений: в области разработки операционных систем, систем программирования, в том числе для параллельных вычислительных систем, информационных систем и баз данных, средств машинной графики и систем визуализации, средств моделирования, анализа иверификации ответственных систем.

Как говорил Виктор Петрович, «нужен круг единомышленников, костяк людей, которые живут ради созданного дела». Постепенно этот круг расширялся, вместо 50 сотрудников, как было когда-то, сегодня в Институте работают 200 человек, для которых системное программирование очень важно и не является бизнесом. Они, безусловно, профессионалы в своей области.

И, конечно, важна постоянная работа с людьми, с командами, воспитание новых руководителей, талантливых разработчиков. Все эти компоненты – научная школа, лучшие вузы, сильный лидер, креативная команда, хорошие проекты, грамотное управление – и создают ту питательную среду, в которой рождаются великие идеи и великие дела.

Но, как я говорил, на все нужно время – 10-20 лет. Поэтому модель простая, а создавать настоящую научную школу, живой, реально работающий институт сложно. Я сейчас назвал лишь некоторые из дополнительных, но необходимых дляэтого компонентов.

– У вас могут учиться или работать выпускники только МФТИ, МГУ и ВШЭ?

– Институт системного программирования – не учебная, а научная организация. Но у нас есть собственная аспирантура. Конечно, мы принимаем талантливых ребят из других вузов, однако надо понимать, что все претенденты проходят довольно жесткий отбор. Поэтому лучший вариант, если парень поступает либо в магистратуру, либо в аспирантуру к нам, неважно из какого он вуза.

Мы ко всем студентам относимся одинаково хорошо и создаем для них максимально комфортные условия. Для аспирантов у нас есть общежитие. А всем студентам уже на третьем курсе платим стипендию по 10 тысяч рублей, чтобы они учились и наращивали свои знания. Когда они начинают участвовать в одном из наших проектов, платим им зарплату.

Мы стараемся, чтобы ребята, которые хорошо работают в наших проектах, получали достойную зарплату. Потому что нормальная зарплата – это дополнительная мотивация для любого сотрудника. Если он захочет, мы можем послать его налюбую конференцию, опубликовать его научную статью в журнале, главное, чтобы она была интересной.

В своей работе мы часто используем свободное программное обеспечение – это тоже очень сильная мотивация, потому что, если студент написал код, отдал в СПО, его сразу увидят многие.

Если молодой человек хочет заниматься наукой, то он может учиться в аспирантуре ИСП РАН, защитить диссертацию. Хочу отметить, что у нас издается два научных журнала, которые внесены в список Высшей аттестационной комиссии.

– Чем еще ИСП РАН привлекает молодежь?

– По примеру государственной целевой программы «Молодежи – доступное жилье» мы сделали свою собственную программу для наших молодых сотрудников и аспирантов. Человек получает беспроцентную ссуду, покупает себе однокомнатную квартиру в Москве, где-нибудь рядом с метро и, работая в Институте, постепенно отдает деньги. За пять лет работы нашей программы было куплено таким образом примерно 50 квартир. Понятно, что это тоже сильный стимул для сотрудников.

Хочу подчеркнуть, что все, что мы делаем, не накладывает ни на кого из них никаких обязательств. Любой волен уйти из Института работать туда, куда ему захочется. Все это знают, возможно, поэтому от нас редко уходят.

Для талантливого молодого человека в Институте системного программирования РАН созданы все условия. Главное, что от него требуется, – хорошо учиться и стать суперспециалистом

Для творчества очень важно ощущение свободы. Она позволяет решать сложные технические задачи на совершенно другом уровне эффективности. За все годы работы Института ни разу не было случая, чтобы мы провалили проект! Этотоже важный показатель. Потому что в своей работе мы очень гибкие, можем адаптироваться под разные требования любой компании.

Можно сказать, что наша цель – это создание такой атмосферы в институте, чтобы всем членам команды хотелось приходить сюда, чтобы они чувствовали себя здесь хорошо, как в родной семье, – генерировали идеи, обсуждали их, принимали участие в решении институтских проблем.

Иными словами, для талантливого молодого человека в Институте системного программирования РАН созданы все условия. Главное, что от него требуется, – хорошо учиться и стать суперспециалистом.


Андрей Белеванцев: «Основной принцип, которому я научился в Институте: только завершенная работа (пусть и неидеальная) делает тебя профессионалом»

Андрей Белеванцев
Андрей Белеванцев, ведущий научный сотрудник ИСП РАН, руководитель направления анализа и оптимизации программ

Я стал студентом нашей кафедры на ВМК МГУ на третьем курсе в 2000 году, занимался компиляторными технологиями – это очень разнообразная область, включающая оптимизацию программ, статический анализ кода и многое другое.

Тогда еще не было теперешней линейки курсов от Института, и во всем с самых основ мы разбирались на спецсеминаре, которым руководили самые опытные институтские сотрудники.

Уже тогда наши курсовые и дипломные работы использовались в проектах с компанией Nortel Networks по обфускации и статическому анализу кода.

В аспирантуре, занимаясь оптимизациями для промышленного компилятора GCC, я руководил группой из четырех-пяти моих коллег. Почти все они были моложе меня, ведь уже прошло больше пяти лет с начала моей работы.

Рост опыта и сложности выполняемых задач проходил мягко и незаметно, в дружеской и очень открытой среде.

Старшие коллеги старались взять на себя организационные затраты по проектам, оставляя нам максимум времени на творчество. Так же старался делать и я, когда вел свои проекты.

Еще через пять лет наша группа выросла до 30-40 человек, выполняющих контракты с компаниями Samsung, Intel, HP и другими. Но и сейчас больше трети моего времени – это работа обычного инженера-исследователя.

Основной принцип, которому я научился в Институте: только завершенная работа (пусть и неидеальная) делает тебя профессионалом. Перескакивая между идеями, как только сделана самая интересная часть, ничего не добьешься.

Тяжелее всего довести работу до конца. Но только так можно получить реальный опыт и продвинуться вперед, и так мы стараемся жить в Институте.


Алексей Хорошилов: «В ИСП РАН я, можно сказать, попал с университетской скамьи на передовой край науки»

Алексей Хорошилов
Алексей Хорошилов, ведущий научный сотрудник ИСП РАН, директор Центра верификации ОС Linux ИСП РАН

Я пришел в ИСП РАН весной 1998 года студентом второго курса и сразу после короткого, но интенсивного обучения на спецсеминаре под руководством А.К. Петренко попал в проект по верификации операционной системы канадской компании Nortel Networks. Можно сказать, попал с университетской скамьи на передовой край науки, поскольку в рамках того проекта развивались новые методы тестирования на основе формальных моделей и тут же применялись длярешения практических задач.

Это обеспечивало наличие обратной связи от индустрии, которая, по убеждению В.П. Иванникова, является необходимым элементом для полноценного развития научной мысли. Неоднократно убеждался в важности этого тезиса, вчастности, анализируя причины высоких оценок ведущих зарубежных ученых в области формальных методов, которых удостаивались результаты нашей работы.


Вартан Падарян: «Выбор конкретного пути и скорости движения по нему – дело самого студента»

Вартан Падарян
Вартан Падарян, ведущий научный сотрудник ИСП РАН, руководитель направления обратной инженерии бинарного кода

Мне посчастливилось оказаться в Институте весной 1997 года. В тот момент я был студентом второго курса ВМК МГУ и стремился распределиться на кафедру системного программирования, что было очень непросто из-за высокого конкурса. Было невероятное желание стать профессиональным программистом и очень смутные представления, каким именно путем надо двигаться к этой цели.

Кафедра – это то, что видит студент, ходя в Университет на пары. Институт оказался «подводной частью айсберга», о масштабе которой второкурснику трудно догадаться. Каждый приходящий студент попадает в команду Института, занятую решением реальной задачи, и получает свою маленькую, но важную подзадачу. В моем случае это был проект, где требовалось автоматизировать отладку сверхбольших приложений, размер которых измерялся в миллионах строк кода.

С третьего курса режим дня стал похож на плавание брассом: утренний вдох на лекциях и вечернее погружение в захватывающую работу. Утонуть не давали старшие товарищи, аспиранты, которым было 25-30 лет и которые всегда готовы были прийти на помощь хорошим советом. Коллективная работа доходчиво учит взрослой жизни, в небольших командах заметен вклад каждого, даже если он студент.

За прошедшие 20 лет Институт преобразился, но принципы, заложенные Виктором Петровичем Иванниковым, остаются прежними. Каждому приходящему студенту предлагают понятные пути развития, включающие в себя научную работу, разработку программ, доведенную до уровня искусства, образовательную деятельность. Выбор конкретного пути и скорости движения по нему – дело самого студента. eof

Каждому студенту предлагают понятные пути развития, включающие в себя научную работу, разработку программ, доведенную до уровня искусства, образовательную деятельность


 

Денис Турдаков: «Благодаря Институту системного программирования мне посчастливилось начать свою трудовую деятельность в команде лучших выпускников факультета ВМК МГУ»

Денис Турдаков
Денис Турдаков, заведующий отделом информационных систем ИСП РАН

Благодаря Институту системного программирования мне посчастливилось начать свою трудовую деятельность в команде лучших выпускников факультета ВМК МГУ. Моя работа была связана с созданием открытой XML-системы управления базами данных Sedna, а тема моего диплома была посвящена оптимизации выполнения запросов для этой СУБД. В аспирантуре тематика исследований сместилась в сторону анализа данных. С несколькими коллегами мы стали и одной из первых команд в мире, которая начала использовать знания из Википедии для автоматического построения онтологий и дальнейшего семантического анализа текстов. При этом наш опыт разработки СУБД помог сделать эффективную систему управления знаниями, которая позволила анализировать данные в десятки раз быстрее, чем появлявшиеся в то время аналоги, не уступая им в качестве анализа. Эти разработки легли в основу моей кандидатской диссертации и стали частью технологии Текстерра, которая сегодня используется в индустриальных проектах ИСП РАН.

Беседовала Галина Положевец

 
Проект Издательского дома "Положевец и Партнеры"

По вопросам партнерства обращайтесь по электронной почте chooseit@samag.ru

Телефон: +7 499 277-12-45