---------------------------------------------------------------------------------
Выбираю•IT помогает в выборе будущей профессии абитуриентам
и студентам, в развитии профессиональных навыков молодым специалистам,
в выборе дополнительных программ обучения и специальных курсов. " /> ---------------------------------------------------------------------------------
Выбираю•IT помогает в выборе будущей профессии абитуриентам
и студентам, в развитии профессиональных навыков молодым специалистам,
в выборе дополнительных программ обучения и специальных курсов. " />

Портал издательского дома "ПОЛОЖЕВЕЦ и ПАРТНЕРЫ"
---------------------------------------------------------------------------------
Выбираю•IT помогает в выборе будущей профессии абитуриентам
и студентам, в развитии профессиональных навыков молодым специалистам,
в выборе дополнительных программ обучения и специальных курсов.

О портале Каталог профессий

Ирина Попова: «ИТ-инфраструктура ИТМО – один из инструментов развития университета»

В гостях у «Системного администратора» – начальник Департамента информационных технологий Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики Ирина Попова


Ирина Попова
Ирина Попова – начальник Департамента информационных технологий Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики (ИТМО)
Университет ИТМО: информационные технологии – ключ к успеху


Расхожий афоризм, приписываемый то Натану Ротшильду, то Уинстону Черчиллю – «кто владеет информацией, тот владеет миром» – актуален был всегда, а со стремительным развитием ИТ- и менеджмент-технологий приобрел глобальное значение.

Информационная инфраструктура, информационная система управления, представленность в интернет-пространстве становятся сегодня инструментами стратегического развития организации. Они выполняют важную роль в процессе интеграции в мировое информационное поле, способствуют созданию корпоративной (проектной, персональной) информационной среды, обеспечивая тем самым условия для стабильного функционирования и динамического развития любой структуры.

Мы не раз задавали себе вопрос, почему Университет ИТМО в своей работе реализует именно такой подход к пониманию ИТ-инфраструктуры не только как средства решения текущих операционных задач (хотя это, несомненно, очень важно, поскольку обеспечивает «устойчивое сегодня»), но прежде всего как одного из инструментов развития университета. Ответ заключается в специфике нашей деятельности.

Университет ИТМО – ИТ-вуз, и это проявляется на всех уровнях: от направленности образовательных программ до организации системы администрирования. Своим студентам мы предлагаем:

  • емкий перечень специальностей для получения ИТ-компетенций,
  • высокий уровень академической мобильности (возможность получить дополнительные знания и навыки в зарубежных вузах-партнерах),
  • активное взаимодействие с ИТ-компаниями (получение практических компетенций в конкретных областях и трудоустройство в профильных организациях уже с младших курсов),
  • поддержку научно-исследовательской деятельности учащихся (участие в проектах международных научных лабораторий).

В университете реализована эффективно организованная и постоянно развивающаяся информационная инфраструктура, обеспеченная в первую очередь собственными ИТ-разработками.

Мы гордимся нами созданной современной системой управления, построенной на сетевых принципах и позволяющей студентам и сотрудникам быть активными участниками жизни вуза.

Это стало возможным благодаря широкому использованию современных корпоративных и коммуникационных ИТ-решений, а также команде высококлассных специалистов, многие из которых – студенты университета.

Университет ИТМО имеет долгую историю, связанную с разработкой информационных систем управления для образовательных учреждений.

В 1999 году в Центрально-Европейском университете Будапешта состоялся семинар «Информационные системы в управлении вузом», где обсуждались идеи интегрированных решений и специфика их применения в высших учебных заведениях. Участники семинара признали необходимость разработки Интегрированной информационно-аналитической системы управления вузом (ИИАС).

И уже в ноябре в Санкт-Петербурге был создан консорциум из одиннадцати университетов, руководителем которого стал ректор Университета ИТМО В.Н. Васильев. Главной задачей организации стала разработка инновационного продукта– ИИАС. В результате данного проекта появились идеи, нашедшие отражение в вузовских системах управления, в том числе и у нас.

В 2010 году перед Департаментом информационных технологий были поставлены задачи кардинального реформирования подхода к организации информационной инфраструктуры университета. И связано это было прежде всего ссерьезными изменениями в стратегии развития вуза и меняющейся практикой управления.

На сегодняшний день информационная инфраструктура Университета ИТМО является комплексом деловых и ИТ-решений, реализованных с использованием современных технологий.

Что у нас есть:

  • Информационная система управления (ИСУ) – интегрированное решение для поддержки основных направлений деятельности вуза. С приложениями работают все службы университета, инструменты обеспечивают непрерывность бизнес-процессов планирования, учета, анализа иоценки деятельности университета. Интранет-приложение «Монитор руководителя» предоставляет руководству вуза интегрированную информацию для поддержки принятия решений.
  • Система интранет-решений – инструмент развития корпоративной культуры университета. Количество пользователей интранет-портала достигло 20 тысяч, ежедневно несколько тысяч сотрудников и учащихся активно используют егосервисы и ресурсы: коммуникационные инструменты, систему электронных заявок, инструменты для размещения новостей, деловых регламентов и другие.
  • Система интернет-решений – комплекс ресурсов и ИТ-решений (более 150), обеспечивающих активное представительство и продвижение университета в глобальном информационном пространстве. В международном рейтинге Webometrics ИТМО занимает 996-ю позицию, среди университетов Российской Федерации – 7-ю; в международном рейтинге репозиториев – 746-ю позицию, в РФ – 4-ю.
  • Мобильная инфраструктура – комплекс приложений для мобильных платформ iOS и Android, включая приложения «Университет ИТМО», «Ученый совет» и др.

И информационная инфраструктура продолжает развиваться, это является общим делом всего вуза, а не только ИТ-службы. В этом плане Университету ИТМО, пожалуй, повезло больше других, ведь специалистов, способных в будущем совершить революционные открытия и реализовать масштабные проекты, мы воспитываем сами.

О Департаменте информационных технологий

Департамент информационных технологий Университета ИТМО (ДИТ) занимается проектированием и внедрением передовых информационных технологий в систему управления и администрирования, совершенствование сетевых ресурсов и разработку наиболее эргономичных и эффективных моделей организации для позиционирования ИТМО и взаимодействия в сети Интернет.

Cправка

В 2011 году Университет ИТМО и «Сколково» создали Ассоциацию предпринимательских университетов России, а в 2012-м совместно со Сколтехом инициировали создание Международной ассоциации центров внедрения технологий (IPOCA). Университет – венчурный партнер ОАО «РВК» с 2013 года. С 2011-го по настоящее время Университет ИТМО выступает хабом (организационно-методическим центром) по развитию инноваций и предпринимательства в регионах России в рамках американо-российской программы повышения исследовательского и предпринимательского потенциала вузов РФ «ЭВРИКА».

Cправка

Университет ИТМО (Санкт-Петербург) – национальный исследовательский университет, ведущий вуз России в области информационных и фотонных технологий. Alma-mater победителей международных соревнований попрограммированию: ACM ICPC (единственный в мире шестикратный чемпион), Google Code Jam, Facebook Hacker Cup, Яндекс.Алгоритм, Russian Code Cup, Topcoder Open и др. Приоритетные направления: ИT, фотонные технологии, робототехника, квантовые коммуникации, трансляционная медицина, урбанистика, Art&Science, Science Communication. С 2013 года участник проекта «5 в 100».


София Савинова:
«ИТМО в интернете – понятно, удобно, привлекательно!»

София Савинова
София Савинова – начальник отдела продвижения интернет-ресурсов Департамента информационных технологий Университета ИТМО

Сегодня все мы видим глобальные перемены в области высшего образования. Конкуренция в высшем образовании растет, и в нынешних быстро меняющихся условиях показателем эффективности деятельности вуза становятся рейтинги.

Позиционирование университета в сети Интернет и его продвижение в различных рейтинговых системах является неотъемлемой частью стратегии развития современной высшей школы. И Университет ИТМО следует мировым тенденциям. В рамках правительственной программы развития «5 в 100» мы стремимся выйти в лидеры среди высших учебных заведений и, надо сказать, демонстрируем стабильный положительный результат!

За последние два года Университет ИТМО значительно укрепил свои позиции, войдя в тысячу лучших вузов мира и в первую сотню вузов стран БРИКС. Наша команда ежедневно работает над повышением качества ресурсов, ихэффективности и привлекательности для пользователей. Мы открываем интернет-площадки для рекрутинга и взаимодействия с иностранными коллегами, обеспечиваем поддержку наших ресурсов, применяя новейшие информационные технологии. Мы – ведущий ИТ-вуз страны, и рейтинги только подтверждают это! eof

Cправка

7 мая 2012 года Президент РФ Владимир Путин подписал Указ №599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки». Одной из задач, поставленных главой российского государства перед Правительством РФ, было «вхождение к 2020 году не менее пяти российских университетов в первую сотню ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу университетов». Так начался проект по повышению конкурентоспособности ведущих университетов Российской Федерации среди мировых научно-образовательных центров (проект «5 в 100»).


Путь длиной в 116 лет

В 1900 году в Ремесленном училище цесаревича Николая открылось механико-оптическое и часовое отделение. На тот момент это было единственное в России учебное заведение, где готовили мастеров в области точной механики и оптики.

Из отделения выросло уже самостоятельное среднее техническое училище, а в 1920-м, когда основные классы училища были преобразованы в техникум точной механики и оптики, учебное заведение получило право подготовки инженеров узкой специализации.

В 1931 году техникум подготовил первый в России выпуск инженеров-приборостроителей.

В 1930-м техникум был преобразован в Учебный комбинат точной механики и оптики, а спустя три года от него отделился знаменитый Ленинградский институт точной механики и оптики – ЛИТМО.

В 1937 году в ЛИТМО открылась одна из первых в СССР лабораторий cчетно-решающих приборов, преобразованная впоследствии в кафедру математических и счетно-решающих приборов и устройств.

С первых дней Великой Отечественной войны в ЛИТМО действовала военно-ремонтная база, где изготавливались и ремонтировались контрольно-измерительные приборы для армейских и флотских подразделений.

В послевоенные годы институт активно развивался, многие сотрудники были удостоены Государственных и Ленинских премий. А в 1958-м была создана первая ЭВМ для инженерных расчетов «ЛИТМО-1».

В семидесятые годы в ЛИТМО открылась лаборатория лазерной технологии, а также был построен учебный корпус на Саблинской улице, являющийся сейчас основным зданием Университета ИТМО.

В восьмидесятые специалистами ИТМО были начаты работы в области микропроцессорной техники, был создан межотраслевой институт повышения квалификации специалистов промышленности по новым направлениям развития техники и технологии.

В девяностые годы Университет ИТМО выступил инициатором и основным разработчиком сети RUNNet, объединившей все крупные научно-образовательные центры России; был создан учебно-научный центр «Компьютерная оптика», атакже открыт факультет компьютерных технологий и управления. Так началось развитие нового, «компьютерного», направления в ИТМО.

Подготовка новых специалистов быстро набрала обороты, и сборная команда Университета ИТМО по программированию вышла на лидирующие позиции в мировых студенческих чемпионатах.

В 1992 году ЛИТМО был переименован в Санкт-Петербургский институт точной механики и оптики, а в 1994-м получил статус университета.

Развитие информационных технологий стало одной из предпосылок больших изменений в университете. Он значительно обновился, расширились сферы деятельности, открылись новые возможности.

Все это нашло отражение в изменении названия – с 2003 года учебное заведение именуется Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики.

В настоящее время Университет ИТМО – ведущий университет России в области информационных и фотонных технологий, один из немногих вузов нашей страны, получивших в 2009 году статус национального исследовательского университета.

С 2013 года университет является участником программы повышения конкурентоспособности российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров (известной как «5 в 100»).


Антон Клочков
Антон Клочков – абитуриент из Хабаровского края, номинант губернаторской стипендии и призер региональной олимпиады по информатике

Антон Клочков:
«Успех поступления в вуз зависит не от пролитых слез, а только от усердия школьника»

Наш собеседник рассказал, почему только в Университете ИТМО готовят профессионалов, каково иногородним студентам в Петербурге, и о том, что еще, кроме образования, школьники ценят в вузах

– Что повлияло на выбор заняться информационными технологиями?

– В детстве, как и многие, я хотел стать космонавтом или хотя бы летчиком. А в четвертом классе учительница сказала, что у меня хорошо получается работать с компьютерными системами. Окончательное решение связать свою жизнь синформационными технологиями сформировалось в седьмом классе. Я понял, что мне нравится работать с компьютером. Знаете, есть дела, которые нужно делать, а есть те, которые хочешь делать, а здесь для меня объединяется и то, идругое.

– Почему был выбран университет на Северо-Западе, а не где-нибудь на Дальнем Востоке, ближе к дому?

– Если рассматривать высшее образование в сфере информационных технологий, то, на мой взгляд, университеты западной части России существенно выигрывают у вузов на том же Дальнем Востоке. Красноречивый показатель – средний проходной балл. В Хабаровском крае для поступления на специальность «Информационные технологии» требуется примерно 180 баллов, а в Петербурге и Ленинградской области – около 270. Это о многом говорит, в том числе о престиже университета.

– А почему именно Университет ИТМО?

– Я начал искать вузовские образовательные программы еще в девятом классе и заметил, что много людей, востребованных в IT-профессиях, закончили именно Университет ИТМО. Я планирую поступить либо на кафедру компьютерных технологий, либо на кафедру безопасных информационных технологий. Многое зависит от результатов ЕГЭ. На КТ пройти непросто: туда берут, как правило, призеров олимпиад. Скоро будет проводиться многопрофильная инженерная олимпиада «Звезда», в которой я приму участие. Займу призовое место – буду пробовать поступать на кафедру компьютерных технологий. Вполне вероятно, что также подам документы в СПбГУ, но этот вуз готовит по всем специальностям, а Университет ИТМО все-таки более профильный, поэтому приоритет отдаю ему.

– Какие еще «бонусы» должны быть у университета, чтобы абитуриенты хотели туда поступать?

– Часто к нам в школу приезжают выпускники различных университетов и отвечают на вопросы школьников. Абитуриентов интересует не только сама учеба, а и «университетская жизнь» – возможность заниматься различными активностями в стенах вуза: участвовать в конференциях, заниматься спортом, играть в КВН и тому подобное. Кроме того, здорово, когда в вузе работают иностранные преподаватели – они могут передать свой уникальный опыт работы зарубежом.

– От чего зависит успех абитуриента при поступлении?

– Все зависит от самого ученика. У меня в городе не у кого было обучаться компьютерным технологиям на должном уровне: все, что получалось узнать, я находил сам в книгах, в интернете. Если у ученика есть цель, он просто идет к ней: сидит и учит, ищет дополнительную информацию. А если ничего не делать, оставить все на последний момент, конечно, начнутся переживания о том, куда поступать, как успешно сдать экзамены. У меня в классе, например, есть ребята, которые еще не определились со своей будущей профессией, хотя большинство – достаточно целеустремленные люди.

– Сложно ли иногороднему студенту адаптироваться в Санкт-Петербурге?

– Я много думал об этом. Все-таки начнется самостоятельная жизнь, вдали от родителей. Сейчас чувствую себя более уверенно: я уже несколько раз был в Санкт-Петербурге, жил там пару месяцев, поэтому более-менее ориентируюсь вгороде. В любом случае, с какими-то бытовыми проблемами всегда могут помочь одногруппники, а в учебе – преподаватели. Если человек хочет учиться, они это видят.

Мне нравится представлять жизнь в большом городе. Санкт-Петербург, мне кажется, по праву называется «культурной столицей». Как-то во время перелета из Хабаровска в Петербург я сравнил поведение людей в аэропортах обоих городов. Если в Хабаровске они просто разговаривали, ожидали, то в Северной столице много пассажиров коротали время с книгой.

– В будущем займешься наукой или будешь работать в какой-нибудь компании?

– Скорее первое. Хотелось бы поступить в аспирантуру. Возможно, я мог бы заняться алгоритмами для распознавания образов или моделирования физических процессов, например, в робототехнике. Пока я хочу работать только в России. Сейчас стране нужны новые технологии, а для того, чтобы их создавать, необходимо развивать науку. Сейчас ученым стали уделять больше внимания, поскольку они очень нужны стране. Ставку делают и на нас – новое поколение. Нужно не подвести.

Подготовила Ирина Ложкина

 
Проект Издательского дома "Положевец и Партнеры"

По вопросам партнерства обращайтесь по электронной почте chooseit@samag.ru

Телефон: +7 499 277-12-45