Михаил Федотов: «Многие наши выпускники возглавляют научные институты РАН и крупные ИТ-компании»
– Студент ВМК – каков он? Какие требования к уровню подготовки абитуриента?
– На нашем факультете учиться, безусловно, трудно. Но вполне по силам выпускнику практически любой школы. Я, например, заканчивал обычную школу в городе Химки Московской области. Сейчас я веду занятия на первом курсе и на первом семинаре спрашиваю студентов о том, кто в какой школе учился. Большинство заканчивают физматклассы или даже физматлицеи и лицеи информационных технологий. Но есть и выпускники школ других профилей. При этом около половины всех студентов, поступающих на наш факультет, иногородние.
– Сколько выпускников по ИТ-профессиям вы готовите? По каким специальностям?
– Ежегодно факультет ВМК оканчивают около 300 выпускников. Учим мы по двум направлениям: «Прикладная математика и информатика» и «Фундаментальная информатика и информационные технологии». Но у нас на факультете 18 выпускающих кафедр, которые охватывают практически все направления ИТ-сферы, в которую я включаю любую область человеческой деятельности, где применяются компьютеры.
Михаил Федотов, кандидат физико-математических наук, заместитель декана по учебной работе факультета ВМК МГУ имени М.В. Ломоносова, доцент |
– У вас большой конкурс на место? Соотношение бюджетных и коммерческих мест?
– Ежегодно на факультет ВМК принимаются 340 студентов на бюджетные места и 40-80 студентов по контракту. Конкурс на бюджетные места у нас стабильный – более четырех человек на место.
– Принято считать, что ИТ-знания, полученные в вузах, сильно отстают от требований времени. Так или это?
– Сейчас ИТ-компании используют много различных языков программирования и еще больше полезных программных комплексов. При этом регулярно появляются новые языки и новые программы. Поэтому невозможно научить студентов всем современным языкам и новым замечательным инструментам. Следовательно, цель университета – дать фундаментальные знания по математике и информатике на базе некоторых языков и инструментов – знания, которые позволят выпускнику легко осваивать новые языки программирования и новые инструменты обработки цифровых данных, а также создавать новые языки программирования и новые программные комплексы.
Факультет сотрудничает со многими ИТ-компаниями, специалисты которых читают спецкурсы и циклы спецкурсов для студентов по самым современным направлениям развития ИТ-индустрии, обучают работать с новейшими продуктами, рассказывают о новых технологиях и т.д. И все это совершенно бесплатно для студентов и в свободное от основных занятий время.
Так, например, на факультете совместно с компанией Mail.ru Group организован и уже два года успешно работает образовательный проект «Техносфера», цель которого – дать студентам знания в области Big-Data. Обучение проходит на факультете в виде лекций и семинаров три-четыре раза в неделю после основных занятий в течение двух лет. Программа состоит из 10 курсов, созданных и читаемых тридцатью лучшими специалистами Mail.ru Group.
Многие магистерские программы факультета, а их у нас около 30, созданы в сотрудничестве с ведущими ИТ-компаниями, которые передают свои программные продукты для обучения наших студентов и помогают создавать учебные курсы по этим продуктам.
Так что у студентов есть много возможностей быть в курсе новейших разработок в ИТ-сфере.
– Расскажите о профессорско-преподавательском составе факультета. Педагоги – ученые или практики?
– На 18 кафедрах факультета работают около 250 преподавателей – профессионалы очень высокого уровня, около трети из них – это профессора, доктора физико-математических наук, среди остальных практически все – кандидаты физико-математических наук. Многие преподаватели параллельно трудятся в научных институтах Российской академии наук, в ведущих ИТ-компаниях. У нас более 10 членов Российской академии наук. В 17 научно-исследовательских лабораториях факультета работают более 100 научных сотрудников, которые проводят исследования в самых разных областях ИТ-сферы и параллельно участвуют в учебном процессе.
– Осуществляется ли сотрудничество с другими вузами, научными центрами и ИТ-компаниями, российскими и зарубежными?
– Факультет активно сотрудничает со многими институтами РАН, в числе которых Институт прикладной математики имени М.В.Келдыша, Математический институт имени В.А.Стеклова, Институт вычислительной математики, Институт системного программирования, Федеральный исследовательский центр «Информатика и управление», Институт кристаллографии и др. Продолжаются совместные исследования с ведущими медицинскими институтами: хирургии имени А.В.Вишневского, научным центром сердечно-сосудистой хирургии имени А.Н.Бакулева, НИИ глазных болезней имени Гельмгольца.
Факультет имеет тесные рабочие контакты с крупными ИТ-компаниями: Intel, Microsoft, Microsoft Research, IBM, Hewlett-Paccard, Samsung, Sun, Cisco, SAP, SAS; сотрудничает со многими российскими компаниями, например, IBS, Mail.ru Group, «Ай-Ти», «Гарант», «Диалог-наука», «Доктор Web», «КонсультантПлюс», «Лаборатория Касперского», «Люксофт», НПО «Энергия», ОКБ Сухого и другими.
– Каковы перспективы трудоустройства выпускников?
– Проблем с трудоустройством у наших выпускников обычно не бывает. Одни студенты во время учебы работают в факультетских научных коллективах, сотрудничающих с ИТ-компаниями, о которых я уже говорил. Другие студенты на последнем курсе находят себе работу и начинают трудиться параллельно с учебой. Ежегодно на факультете проходят два Дня карьеры. Они проводятся для представителей компаний из самых разных сфер бизнеса, которым требуются высококвалифицированные ИТ-специалисты. Поэтому спрос на наших выпускников выше, чем предложение. Кстати, многие наши выпускники возглавляют научные институты РАН и крупные ИТ-компании.
Наши выпускники
|
Светлана Зива:
«Как можно стать студентом МГУ? Немного одаренности, много трудолюбия и подготовительные курсы!»
Светлана Зива, помощник декана факультета ВМК МГУ имени М.В. Ломоносова по информационному продвижению |
В жизни множества семей однажды встает вопрос: где дальше учиться ребенку, для которого школьный выпускной стал близкой датой, а не абстрактным понятием? Ответ на на него, устраивающий оба поколения, может сразу не найтись. Но, если этот общий вопрос разбить на три одинаково значимых: чему, у кого и ради чего учиться, то принять совместное решение становится гораздо проще.
Действительно, с тех пор, как математика существует в виде стройной научной системы, во всем мире и в разные времена не нашлось другого столь же эффективного тренинга для развивающегося пытливого ума. Каков бы ни был намеченный трудовой путь человека, изучение математики организует, систематизирует мышление и дает точку опоры для уверенности в своих силах. С другой, не менее важной для выбора будущей специальности, стороны, ИТ-специалисты будут востребованы всегда и во всем мире. Алгоритмический подход к различным рабочим и житейским процессам – универсальный и эффективный в любой сфере жизни.
Уникальность нашего факультета заключается в том, что учебный план для студентов, аспирантов, слушателей магистратуры и программы второго высшего образования – выверенный четырьмя десятилетиями симбиоз между знаниями по фундаментальной математике и специализированными актуальными знаниями в области ИТ-технологий.
Если ответ на вопрос, чему учиться, найден, то ответ на два других вопроса молодые люди, иногда вместе с родителями, обычно ищут на профильных выставках, посвященных получению высшего образования, и Днях открытых дверей вузов.
Здесь на первый план выходят более конкретные интерпретации вопроса «Где и у кого учиться?». Самые распространенные из них: легко ли поступить на наш факультет? И легко ли учиться, поступив?
Поскольку ежегодно на ВМК приходят чуть более 400 новых студентов, самый быстрый ответ на первый вопрос: они же смогли, значит, это возможно. Вам же интересно, как можно оказаться в числе студентов МГУ? Немного одаренности, много трудолюбия и подготовительные курсы – вот лучший рецепт для любого человека, желающего связать свою жизнь с компьютерными технологиями и традициями лучшего университета страны. Перед поступлением в МГУ можно выбрать трехлетнюю подготовку по всем предметам или по одному, можно воспользоваться интенсивной программой, рассчитанной на три месяца, летними лекциями или группами выходного дня. Для школьников из отдаленных районов разработана и успешно действует дистанционная система обучения и подготовки к поступлению. Если эти возможности использованы эффективно, то вероятность оказаться в числе 400 поступивших существенно повышается.
Теперь заглянем в наши классы. Молодые люди, которые там занимаются, – в будущем специалисты, умеющие и использовать вычислительную технику, и понять коллег из других областей – физиков, химиков, биологов, инженеров, менеджеров – тех, кто ставит задачи для совместного решения. Достигается это усердием, с которым студенты изучают дисциплины факультета: фундаментальные математические, физические, программирование в различных аспектах, информатику, гуманитарные науки и английский язык. Только так получится стать профессионалом в узкой области, имея при этом широкий кругозор. Как видно, для того, чтобы относительно легко поступить и легко учиться, все-таки необходимо приложить усилия. Если все случилось именно так, то студент ВМК переходит на следующий уровень этого «квеста».
Для какой-то части студентов «учиться легко» означает «учиться интересно». Эмоции молодых людей формируют ту особую студенческую среду, попав в которую однажды, уже не захочется прощаться с ней. Это объясняет то, что, реализуясь во взрослой жизни, многие в сложных случаях ищут поддержки и дружеского участия у тех, с кем делили годы в Alma Mater. Одинаковая профессиональная область позволяет решать проблемы сообща, продолжать креативно мыслить, поддерживать дружеское общение на одной волне.
В первую очередь, конечно же, факультет – место, где люди получают высокоуровневое образование, где куются научные кадры. Но студенческая жизнь состоит не только из учебы. Имея свободное время, хочется проводить его с друзьями, заниматься спортом и творчеством. Поэтому начинают проявляться активные, инициативные, позитивные и талантливые студенты, которые привносят целую палитру красок в размеренный учебный процесс. И в результате возникают яркий спектр факультетских событий, а также различные студенческие организации, позволяющие раскрыть весь творческий потенциал одним студентам и помогающие весело и интересно проводить свое свободное время другим.
Почему студенты идут в наш Профком, в Театр++, в Приемную комиссию и в газету «В ногу с жизнью» со своей заинтересованностью в дальнейшем развитии этих студенческих инициатив? Они знают, что будут услышаны и поддержаны. А еще потому, что это возможность проявить себя, стать частью чего-то значительного, это возможность познакомиться с интересными и активными людьми, завести новых друзей, это возможность после выпуска очередного номера газеты или после тяжелого рабочего дня в Приемной комиссии сходить погулять по городу или просто поиграть в настольные игры в какой-нибудь аудитории на факультете с приятной компанией.
В течение учебного года активистами факультета традиционно проводятся самые запоминающиеся для студентов ВМК события.
В первые дни сентября по коридорам и в аудиториях первокурсники начинают нашептывать слово «посвят». Многие из них не вполне понимают, что это такое и «с чем его едят». Другие, быть может, уже наслышаны о посвящении от старших братьев, сестер, товарищей. Тем не менее, для большинства Посвят становится одним из самых грандиозных событий студенчества. Чего стоят незабываемая «тропа первокурсника», конкурс сценок, концерт приглашенных музыкальных групп, выступление вээмкашной группы «Пёсики», различные конкурсы и спортивные мероприятия на поляне! Ну и как же обойтись без песен под гитару у костра со своими новыми одногруппниками?
Далее вереницей следуют Посвят-послесловие, Выставка кафедр факультета, Фестиваль науки, Фестиваль карьеры, Новый год, Экватор, а также другие интересные события, в которых студенты принимают непосредственное активное участие, одновременно являясь их организаторами. Особенно интересно проходит Школа актива с выездом в пансионат «Красновидово», которая длится три дня и обычно проводится в ноябре. Это время студенческих инициатив, когда каждый студент может выразить свое мнение о происходящем на ВМК, предложить свои идеи по улучшению факультета, будь то организационные либо инфраструктурные вопросы.
Вторым полюсом факультетских мероприятий после Посвящения является День факультета. Проводится он во вторые выходные апреля и знаменует День рождения ВМК. В рамках Дня факультета в течение целого месяца устраиваются конкурсы «Мистер и Мисс ВМК», «ВМКвест», чемпионат «Что? Где? Когда?», «Бегущий факультет», Кубок ВМК по футболу, в котором могут принимать участие и преподаватели, Конкурс комнат и Конкурс групп, концерт «Живой звук» и т.д. Кульминацией становится сам праздник с головокружительным шоу на ступеньках и разрезанием праздничного торта.
Не удивительно, что на таком факультете Московского государственного университета, как факультет вычислительной математики и кибернетики, есть много талантливых и инициативных студентов. Однако все их идеи не смогли бы реализоваться, если бы у нас не было такого отзывчивого профессорско-преподавательского состава и администрации, которые всегда готовы помочь, дать дельный совет и даже принять участие в студенческих инициативах.
Фото Адамова Никиты. Концерт на студенческом празднике «Посвят»