---------------------------------------------------------------------------------
Выбираю•IT помогает в выборе будущей профессии абитуриентам
и студентам, в развитии профессиональных навыков молодым специалистам,
в выборе дополнительных программ обучения и специальных курсов. " /> ---------------------------------------------------------------------------------
Выбираю•IT помогает в выборе будущей профессии абитуриентам
и студентам, в развитии профессиональных навыков молодым специалистам,
в выборе дополнительных программ обучения и специальных курсов. " />

Портал издательского дома "ПОЛОЖЕВЕЦ и ПАРТНЕРЫ"
---------------------------------------------------------------------------------
Выбираю•IT помогает в выборе будущей профессии абитуриентам
и студентам, в развитии профессиональных навыков молодым специалистам,
в выборе дополнительных программ обучения и специальных курсов.

О портале Каталог профессий

Школа в пандемию: переход в онлайн усилил неравенство

Исследование показало, что государственное школьное образование при всех его ограничениях является более уравнивающей силой, чем онлайн-обучение


Ни одна из стран на момент начала пандемии не могла обеспечить качественное комбинированное онлайн- и офлайн-образование. При этом у бедных семей стало меньше возможностей обеспечивать обучение детей. Об этом шла речь на открытом семинаре Института образования ВШЭ «На опыте разных стран: что важно усвоить школе после стресса пандемии?».

Основным докладчиком на семинаре выступил профессор Фонда Форда и Гарвардского университета Фернандо Реймерс — редактор монографии «Начальное и среднее образование во время COVID-19». Книга объединила работы исследователей из 12 стран, которые проанализировали реакции национальных школьных систем. Статью о российском опыте подготовили эксперты Центра общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ.

Исследование показало, что государственное школьное образование при всех его ограничениях является более уравнивающей силой, чем онлайн-обучение, заявил профессор Реймерс. Ведь по мере того, как образование переходило в дистанционный формат, бедные семьи чувствовали на себе все большую нагрузку и меньше возможностей обеспечивать обучение детей. Немаловажными оказываются и такие факторы, как социальная прослойка, к которой принадлежат семьи школьников, их ресурсы и культурный уровень, за счет которого они могут поддерживать обучение детей в домашних условиях.

Сейчас среди управленцев в сфере образования бытует мнение, что необходимо скорее вернуть систему к тому состоянию, которое было до пандемии. Но это ошибочная идея, считает Фернандо Реймерс. Образовательные системы и раньше сталкивались с большим числом проблем, пандемия выявила их и вывела на первый план. Так, было очевидно, что ни одна из стран не обладала реальной возможностью обеспечить качественное смешанное образование — в классе и удаленно.

Как показало исследование, ведущую роль в организации дистанционного образования взяло на себя небольшое количество правительств. Те, кто активно в этом участвовал на региональном уровне и сумел обеспечить детей компьютерами и интернетом для устойчивой связи с учителями, добились хороших результатов. Например, в Мексике на федеральном уровне было принято решение проводить уроки с помощью телевидения, однако в некоторых штатах решили, что это не сработает, и оперативно предоставили оптоволоконную сеть более половине школ. В результате даже дети и родители из сельской местности смогли свободно общаться с учителями. Эти штаты достигли впечатляющих результатов в области цифровизации и дистанционного образования, и остальные пошли по их пути. Португалия отдала приоритет учащимся из бедных семей и поддерживала их с самого начала пандемии. Сингапур, несмотря на непродолжительный срок закрытия школ, также пошел по пути обеспечения детей компьютерами. Во Вьетнаме сосредоточились на развитии инноваций и онлайн-стратегий, рассказал Фернандо Реймерс.

Уровень неравенства вырос не только между странами, но и между регионами, семьями и классами, рассказала заместитель руководителя Департамента образования и науки Москвы Наталия Киселёва. Этому способствует огромная разница не только в уровне цифровизации населенных пунктов и оснащения школ, но и в уровне цифровой грамотности педагогов.

Лишь треть учителей Москвы в марте — мае 2020 года были готовы организовывать онлайн-взаимодействие со своими учениками, остальные же ограничились регулярной отправкой им домашних заданий, то есть фактически перевели детей на самостоятельное обучение. Нередки были ситуации, когда в одном классе учитель математики был готов преобразовать учебный процесс, а учитель русского — нет. Такая разбалансированность очень сильно отражается на обучении, поэтому было принято решение срочно организовать в Москве систему переподготовки учителей, основой которой стали преимущественно короткие практические занятия, отвечающие вызовам времени.

Главной проблемой стало отсутствие единого для всех городских школ цифрового решения, так как действующая платформа «Московская электронная школа» создавалась для организации уроков в школе и не могла обеспечить дистанционный формат.

В итоге у школьников появились аккаунты на разных цифровых платформах, куда ежедневно приходило огромное количество ссылок и заданий от разных учителей, что затрудняло процесс обучения. Пришлось оперативно решать проблему и буквально в течение нескольких месяцев адаптировать платформу, рассказала Наталия Киселёва.

Осень 2020 года качественно отличалась от весны: на базе «Московской электронной школы» проходили 98% уроков. В систему включены 1,5 млн обучающихся, порядка 100 тысяч педагогов и около 2 млн родителей, которые ежедневно одномоментно работают на платформе. Кроме того, удалось настроить работу 26 виртуальных лабораторий и систему «Цифровой репетитор», где дети из льготных семей могут получить бесплатные уроки. При этом одной из важнейших в пандемию стала тема обеспечения безопасности и защиты персональных данных, отметила Наталия Киселёва.

Пандемия не закончилась, напротив, каждый день она приносит новые проблемы и вызовы, сказал, подытоживая обсуждение, ведущий эксперт Центра общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ Сергей Заир-Бек. Поэтому необходимо продолжать исследование и изучать успешный опыт различных стран, чтобы остальные могли его учитывать и использовать при выстраивании собственных дистанционных образовательных систем.


Источник: НИУ ВШЭ

 
Проект Издательского дома "Положевец и Партнеры"

По вопросам партнерства обращайтесь по электронной почте chooseit@samag.ru

Телефон: +7 499 277-12-45