Зачем открываются новые научно-образовательные центры в регионах
Концепция развития математического образования в России была утверждена в 2013 году. Важнейшим компонентом концепции стали региональные НОМЦ, создание которых поддерживает нацпроект «Наука и университеты». О том, как они устроены и зачем нужны, рассказывает портал «Национальные проекты России».
Система математических центров
Сегодня в стране действует 11 НОМЦ. Их учредили в каждом федеральном округе страны. Для каждого вуза, на базе которого возник НОМЦ, участие в таком проекте имеет большое значение, ведь центры дополнительно продвигают свои институты и способствуют их успеху.— Формирование НОМЦ в рамках институтов системы образования определяет их заинтересованность в общем результате и создает креативную кооперацию науки и образования, в рамках которой каждый участник в равной степени может быть вовлечен в образовательные, научные, научно-образовательные, научно-прикладные и региональные проекты и инициативы», — объясняет руководитель Регионального научно-образовательного математического центра Южного федерального университета, доктор физико-математических наук Алексей Карапетянц.
Формирование системы НОМЦ завершилось в 2021 году. До сих пор центров
не хватало на северо-западе страны и на Северном Кавказе. Теперь в СЗФО
Северо-Западный центр математических исследований имени Софьи
Ковалевской будет работать на базе Балтийского федерального университета
имени Иммануила Канта и Псковского государственного университета.
А на Кавказе Северо-Кавказский центр математических исследований
объединит ученых из Северо-Кавказского федерального университета,
Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича
Хетагурова и Федерального научного центра РАН во Владикавказе. Каждый из
двух новых НОМЦ получил на развитие от Минобрнауки по 40 млн рублей.
Над чем работают в математических центрах
У каждого из 11 НОМЦ своя специализация, которая зависит в основном от того, чем славен вуз, на базе которого возник центр. Карл Фридрих Гаусс недаром называл математику царицей наук — математические методы используются буквально во всех сферах исследований.
Например, основное поле научной деятельности НОМЦ в Приволжском федеральном округе — гармонический анализ и его приложения. Специалисты описывают теоретические основы и строят математические модели для исследования объектов сложной структуры и объектов, параметры которых могут меняться от точки к точке, например под воздействием гравитационных, электромагнитных, вибрационных и других внешних полей. Однако поскольку история Казанского федерального университета, который входит в этот центр, неразрывно связана с именем Николая Ивановича Лобачевского, большое внимание закономерно уделяется и геометрии.
Ученым Адыгейского государственного университета в Майкопе географическое положение позволяет удобно сотрудничать с астрофизической обсерваторией РАН в соседней Карачаево-Черкесии, в Архызе. Так что одними из основных специализаций НОМЦ в Южном федеральном округе стали астрономия, астрофизика и радиоастрономия.
Как НОМЦ помогают школам
Не стоит думать, что работа в региональных центрах строится только на взаимодействии ученых, их аспирантов и студентов. Популяризировать математику и информатику у школьников и помогать школьным преподавателям повышать квалификацию также важная задача НОМЦ.Каждый из центров занимается организацией олимпиад, турниров, кружков, летних школ и лекций для детей и подростков. Какие-то из них, как Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова в Центральном федеральном округе, работают прямо на базе школ. Другие НОМЦ ждут ребят в стенах своих университетов.
Но об учениках средней школы и даже четвероклассниках специалисты НОМЦ не забывают. Все они при желании могут найти мероприятия, рассчитанные на свой возраст и уровень подготовки. В этом смысле НОМЦ не похожи на образовательные центры, подобные «Сириусу» или «Кванториуму», которые рассчитаны в первую очередь на развитие одаренных детей.
Учителя же могут не только пройти курсы по повышению квалификации, прослушать лекции и посетить семинары, но и, например, поучаствовать в собственной, взрослой предметной олимпиаде. Подобные межрегиональные соревнования организуют, например, в Поволжье. По словам заместителя директора НОМЦ Приволжского федерального округа Марата Файзрахманова, это позволяет отобрать учителей, способных работать в рамках единого подхода подготовки ученых в области фундаментальной и прикладной математики начиная со средней школы, который разрабатывают в НОМЦ.
Математик — это звучит гордо!
В 2022 году Санкт-Петербург примет Международный математический конгресс (ICM). Его проводят с 1897 года раз в четыре года. Это крупнейшее в мире событие в сфере математики, во время которого в том числе проходит вручение четырех главных математических наград: премии Филдса, премии Неванлинны, премии Гаусса и премии Черна.В России конгресс пройдет впервые с 1966 года. В этот раз за право принять ученых со всего мира российская Северная столица боролась с Парижем. Ученые из российских НОМЦ будут принимать подготовке ICM самое активное участие.
А следующий за конгрессом 2023 год может стать в России Годом математики. По крайней мере президент Владимир Путин поддержал эту идею.