Российский IT-сектор: новые вызовы и возможности после пандемии
Алармистские прогнозы не сбылись, отечественная IT-индустрия понесла не столь большие потери из-за коронакризиса, как ожидалось. Но пандемия привела к резкому росту потребности в цифровых продуктах и заострила старые проблемы. Что нужно предпринять для ускорения развития отрасли? На этот вопрос постарались ответить участники семинара, проведенного НИУ ВШЭ.
pixabay.com
Центр исследований структурной политики, Институт анализа предприятий и рынков, Центр развития ВШЭ запускают серию научных семинаров, на которых будут представляться результаты проекта Вышки по анализу реакции ведущих отраслей российской экономики на кризис, вызванный пандемией Covid-19. Проект реализуется при поддержке Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП). Первый семинар был посвящен оценке влияния кризиса и мер государственной антикризисной политики на сектор информационных технологий.
Директор Центра исследований структурной политики (ЦИСП) Юрий Симачев подчеркнул необходимость сочетать макро- и микроисследования, основанные на опросах участников рынка, для детального изучения ситуации в ключевых отраслях экономики. «Нам полезно узнать, у кого появляются новые возможности, у кого новые проблемы, а у кого обостряются старые», – в свою очередь подчеркнула вице-президент РСПП Мария Глухова, добавив, что РСПП стремится узнать, какие системные меры поддержки нужны отрасли.
При подготовке доклада, представленного на первом семинаре, его авторы основывались на углубленных интервью с представителями отраслевых ассоциаций и руководителями предприятий сектора, проведенных при содействии РСПП, рассказал директор Института анализа предприятий и рынков ВШЭ Андрей Яковлев. А также на серии экспертных обсуждений предварительных результатов исследования.
В начале кризиса международные эксперты ожидали заметного сокращения расходов на IT, речь шла о том, что для возвращения к расходам 2019 г. потребуется около трех лет. Однако массовый переход работников на удаленную занятость привел к росту спроса на решения для дистанционной работы и образования, возникла необходимость освоения новых каналов продажи товаров и обеспечения кибербезопасности.
Пандемия породила серьезные вызовы для индустрии и одновременно дала стимулы для развития, она подтвердила, что IT-отрасль становится основой функционирования экономики, подчеркнул Андрей Яковлев. Он рассказал, что отрасль пережила серьезный спад в 2014-2015 гг. из-за конфронтации с Западом. Спад стимулировал утечку мозгов, поскольку небольшой размер внутреннего рынка и санкции против России стали причиной снижения зарплат и привели к ограничению возможностей для реализации амбициозных проектов, что важно для специалистов сектора.
Кроме того, доминирование государства как заказчика высокотехнологичных продуктов и активность правоохранительных органов в контроле за исполнением госконтрактов ограничивают развитие сектора. Как следствие, отрасль развивается медленнее, чем могла бы, она дает немногим более 1% ВВП, тогда как в США и ЕС это 3% и более.
Начало кризиса ознаменовалось высоким уровнем неопределенности, сильны были панические настроения, последовало урезание бюджетов на IT. Предполагалось, что падение в долларовом выражении составит около трети объема рынка. Однако алармистские прогнозы не сбылись. С учетом опыта 2008-09 и 2014-15 гг. компании научились создавать резервы, на которые можно было опереться в тяжелых условиях, и стали аккуратнее относиться к увольнению персонала.
Рост применения дистанционных технологий госучреждениями и крупными госкомпаниями сохранило спрос, и прогноз падения снизился до 8% в долларовом выражении.
Правда, есть ожидания отложенного снижения рынка из-за сокращения бюджетов на IT в госструктурах в 2021 году, уточнил Андрей Яковлев.
В целом, активизации процесса внедрения цифровых технологий способствовало назначение премьер-министром Михаила Мишустина. Однако отношение государства к IT-отрасли остается двойственным, экономический блок воспринимает ее как драйвер развития экономики, но параллельно силовой блок стремится контролировать расходования бюджетных средств, отнюдь не всегда соотнося свои действия с конечными задачами реализации IT-проектов, финансируемых государством.
Кроме того, отрасль испытывает нехватку квалифицированных кадров, про нее говорили все респонденты, компаниям нередко приходится доучивать и переучивать выпускников вузов. При этом прямую кооперацию с вузами в основном могут себе позволить только крупные игроки.
Андрей Яковлев уверен: внедрение цифровых технологий определит темпы выхода из кризиса и дальнейшего экономического развития. В этой связи важно активнее вовлекать бизнес в обучение кадров, привлекать к оценке качества подготовки специалистов в вузах и к обсуждению приема на профильные дисциплины. Одновременно стоит поддерживать центры подготовки кадров на базе IT-компаний, быстрее реагирующие на требования рынка.
Другой важной задачей Андрей Яковлев назвал совершенствование регулирования отрасли, чтобы риски уголовных дел не выталкивали профессионалов и руководителей за границу. Это не означает, что в IT-сфере не надо ничего контролировать, однако контролеры, в том числе кураторы от силовых структур должны нести ответственность и за успех проектов.
По мнению руководителя исследований облачных сервисов компании IDC в России и СНГ Дмитрия Гаврилова, нынешняя экономическая модель страны не имеет перспектив. Одна из ключевых проблем развития отрасли – недостаток «длинных» денег для разработки платформ и аппаратных средств. Нынешний кризис стал, прежде всего, следствием «неадекватной структурной реакции» на кризис 2008-2009 гг. «Дело не только в деньгах как таковых, но и в структуре кредиторов, когда доминирует государство. Тогда как за границей это частный сектор, который обеспечивает большую динамику и гибкость», – добавляет эксперт. Он уверен, что системные решения и платформы должны заменить точечную поддержку.
Исполнительный директор Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ) Николай Комлев считает, что санкции серьезно повлияли на развитие IT-бизнеса, плохой имидж России негативно влияет на продвижение наших программных продуктов, он также существенно вредит развитию рынка и в России. Правильные, по его мнению, меры поддержки отрасли, введенные в январе, во многом съедаются ограничениями на внешнем рынке.
Еще одним барьером развития он считает недостаточное внимание государства к мнению отрасли: оно делает вид, что советуется с отраслевыми сообществами, но больше прислушивается к мнению крупнейших госкомпаний. Государству следует осознавать целесообразность отдельных мер. «Приказное импортозамещение приведет только к освоению денег, а не к появлению новых продуктов и команд. Нужна конкуренция. Импортозамещение не может быть самоцелью», – резюмировал исполнительный директор АПКИТ.
По мнению заместителя гендиректора Центра макроэкономического анализа и прогнозирования (ЦМАКП) Владимира Сальникова, IT-сектор стоит на пороге фундаментальных изменений, современные технологии и платформы стали частью базовых социально-экономических потребностей, особенно молодого поколения. Нужен «билль о цифровых правах», не допускающий выключения платформ и социальных сетей государствами и глобальными компаниями.
Вице-президент и профессор ВШЭ, бывший гендиректор Российской венчурной компании Игорь Агамирзян также полагает, что импортозамещение программного обеспечения большей частью финансируется крупными компаниями, которые в основном перерабатывают и объявляют российским продуктом зарубежные разработки.
«Асфальтировать надо те дорожки, по которым ходят», – сказал Игорь Агамирзян.
На развитие отрасли, по его мнению, негативно повлиял уход из России крупных центров разработки международных компаний, выполнявших функции передачи компетенций, «мы лишились важного источника новых знаний и подготовки профессиональных кадров». Наращивать международную интеграцию разработчиков программного обеспечения сейчас необходимо.
И все же, полагает Андрей Яковлев, российская IT-индустрия сохраняет шанс включиться в мировой рынок, попытки создавать обособленную отрасль «на острове» он назвал бесперспективными. Несмотря на наличие международных гигантов, пытающихся изымать монопольную ренту, мировой рынок остается высококонкурентным.
Юрий Симачев, подводя итоги семинара, предложил перейти с оценок прошлого и поиска виноватых в создавшейся ситуации на прогнозы будущего и подготовку к новым вызовам. «Важно не повторять прошлые ошибки», – резюмировал директор Центра исследований структурной политики ВШЭ.
Источник: НИУ ВШЭ