Может ли вузовский диплом иметь срок годности?
Формула «учиться, учиться и еще раз учиться», которая так похожа на современное определение lifelong learning, появилась не вчера. О том, чтобы учиться в том или ином формате в течение всей жизни, люди, нацеленные на профессиональный рост и результат, знают, помнят и следуют этому правилу неукоснительно. В современно мире эта концепция получила развитие: непрерывное образование, образование для взрослых, многоступенчатое образование со множеством различных траекторий… Но имеют ли полученные дипломы, а, значит, и знания срок давности? Теряет ли фундаментальная база, полученная, 30 или 40 лет назад, свою актуальность? Как это проверить? Нужно ли менять в высшем образовании систему итоговой аттестации? И требуется ли создание системы подтверждения диплома? Эксперты РАНХиГС поделились с сайтом Академии своим взглядом на эту тему.
Лариса Тарадина, директор по развитию международного образования и сотрудничества РАНХиГС:
«Мы живем в такую эпоху, когда знания очень быстро устаревают. Знания необходимо обновлять, чтобы соответствовать профессиональным стандартам и требованиям. Вопрос в том, как это делать.
Думаю, что у специалистов, особенно узкопрофильных, должна быть возможность не просто проходить программу повышения квалификации, а как бы обновлять образование в своей отрасли, для того чтобы оставаться профессионально современным и востребованным. А если человек решил сменить отрасль, конечно, у него должна быть возможность освоить новую специальность.
То есть, необходимо создавать возможности для системного развития и профессиональной актуализации. Это заложено в идее беспрерывного образования в течение всей жизни и в идее образования для взрослых.
Система аттестации в высшем образовании может реформироваться. Сам по себе диплом не является гарантией качественной работы специалиста спустя десять или двадцать лет окончания вуза. Но даже давно полученное качественное образование, безусловно, многое говорит о специалисте. Диплом – это база, подтверждающая профиль специалиста и говорит об определенном наборе компетенций. А дальше – профессионал формируется в процессе деятельности. Поэтому, когда человек работает в определенной отрасли, его профессиональная состоятельность формируется на каждодневной основе.
Кроме того, обучение в университете – это не только про диплом. Университет – пространство социализации и формирования межличностного взаимодействия. Разве эти навыки могут исчезнуть?
Диплом не устаревает, устаревают подходы к решению определенных задач. Поэтому я «за» постоянное профессиональное развитие и совершенствование».
Владимир Блинов, директор Научно-исследовательского центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС:
«Статья 60 пункта 7 Закона «Об образовании в РФ» гласит, что документ об образовании и о квалификации, выдаваемый лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, подтверждает получение профессионального образования определенного уровня и квалификации по профессии, специальности или направлению подготовки, относящимся к соответствующему уровню профессионального образования.
Таким образом, диплом вуза – это «два в одном». Он говорит и об уровне образованности обладателя, и об уровне его квалификации. При этом образованность и квалификация – понятия не идентичные. Многие блестяще образованные работники квалификации не имеют, и наоборот. Жизнь сама давно уже разъединила эти явления. Действительно: если «успешное завершение программы» факт состоявшийся, его не отнять, то квалификация – сущность изменчивая. Она может потерять актуальность, а вчерашний мастер, не имея соответствующей практики, дисквалифицироваться.
Образование, его «валидность» тоже имеет тенденцию к обесцениванию. Особенно у гуманитариев, сфера занятий которых подвержена идеологическим влияниям.
Поэтому да, система аттестации в вузах будет меняться с неизбежностью, в зависимости от особенностей направления подготовки и степени прагматичности требований работодателей. Истории известны времена, когда наиболее востребованным было широкое, фундаментальное и универсальное высшее образование. Нужны были не узкие специалисты, а универсалы, готовые освоить любую должность. Например, государственную. Либо учительскую. Узких специальностей было всего ничего: врачи, священники, юристы. Вторая половина XIX века отмечена такими специальности как инженер, научный работник, технолог. Маятник развития качнулся в сторону формирования конкретных квалификаций. Выпускники университетов стали не просто образованными в определенной области людьми, но и обрели четкие квалификации. XX век с его индустриальной экономикой породил тысячи профессий и специальностей. Именно в этот момент образованность и квалификация утратили однозначность.
Впрочем, «образование в течение всей жизни» как состоявшаяся педагогическая концепция говорит не столько о сроках действия документов об образовании, сколько о необходимости фиксировать актуальное состояние образованности и квалификации, поддерживать обретенные знания и компетенции.
Хочу, пользуясь случаем, обратить внимание на систему аттестации научно-педагогических кадров РАНХиГС. В ее рамках нет нужды предъявлять разного рода аттестационным комиссиям результаты собственного роста. Достаточно аккуратно вносить в цифровой профиль ежегодные научные и практические достижения, документы об освоении программ дополнительного профессионального образования. И формировать свой цифровой след в сфере непрерывного образования. Разумная система оценки достижений позволяет видеть уровень своей квалификации, сравнивать его с успехами коллег. Это и стимулирует, и организует. Думаю, что будущее не за архаичным подтверждением дипломов, а за современными динамичными цифровыми системами актуализации квалификаций».
Ксения Лученко, заведующая кафедрой теории и практики медиакоммуникаций Института общественных наук РАНХиГС:
«Сама постановка вопроса о сроках годности диплома о высшем образовании – это какой-то популистский ход, который под собой не имеет никакой реальной почвы. Конечно, диплом о высшем образовании не нуждается ни в каком подтверждении срока годности, потому что высшее образование – это не подготовка кадров. Это гораздо более глобальное явление, которое включает в себя и контексты, и мировоззрение, и ценности, и культурные аспекты. Даже если мы говорим о техническом или естественно-научном образовании, то мы все равно говорим о некой общепринятой базе.
Вообще идея, что все стремительно устаревает и должно обновляться – это очень вредная идея, на мой взгляд. Все-таки базовое университетское классическое образование в какой бы области оно не давалось – даже если эта область прикладная – по своей структуре имеет больше отношения к формированию личности и к мыслительным структурам, чем к приходящим навыкам, которые действительно время от времени нуждаются в апгрейде.
Конечно, если вы получили диплом 30 лет назад и за это время никак и нигде свою квалификацию не повышали, наверное, при таких условиях на рынке труда вы будете цениться меньше, чем люди, у которых есть сертификаты о дополнительном образовании. Но опять же это зависит и от жизненного пути, и от сферы, в которой вы специализируетесь.
Сейчас возможности lifelong learning таковы, что можно закончить несколько магистратур в течение жизни, поступить в аспирантуру, пройти самые разные программы дополнительной профессиональной подготовки, получить второе высшее образование или степень MBA… То есть возможностей очень много! Разные стратегии можно надстраивать на диплом магистра или бакалавра… Это только то, что происходит внутри университетов и других формальных образовательных структур. А есть еще огромное количество курсов, школ, которые тоже могут давать качественные знания или другую прикладную подготовку, которая высоко ценится и позволяет овладеть важными навыками и умениями. Поэтому конечно разговоры о сроках годности дипломов говорят о непонимании того, что такое высшее образование.
Что касается изменений в аттестации, то, я думаю, что никаких особых изменений и тут не нужно – система и без того очень гибкая. А кроме того, есть возможность проходить образовательные ступени в разных странах. То есть Болонский процесс работает и с аттестацией, на мой взгляд, все в порядке.
Другое дело, что бюрократические особенности, с которыми мы сталкиваемся конкретно в наших российских реалиях, возможно нуждаются в реформировании. Но это отдельный большой серьезный разговор».
Источник: РАНХиГС