---------------------------------------------------------------------------------
Выбираю•IT помогает в выборе будущей профессии абитуриентам
и студентам, в развитии профессиональных навыков молодым специалистам,
в выборе дополнительных программ обучения и специальных курсов. " /> ---------------------------------------------------------------------------------
Выбираю•IT помогает в выборе будущей профессии абитуриентам
и студентам, в развитии профессиональных навыков молодым специалистам,
в выборе дополнительных программ обучения и специальных курсов. " />

Портал издательского дома "ПОЛОЖЕВЕЦ и ПАРТНЕРЫ"
---------------------------------------------------------------------------------
Выбираю•IT помогает в выборе будущей профессии абитуриентам
и студентам, в развитии профессиональных навыков молодым специалистам,
в выборе дополнительных программ обучения и специальных курсов.

О портале Каталог профессий

Образование – онлайн: «новая нормальность» и ловушки дистанта

Сейчас высшее образование находится в периоде турбулентности, строить долгосрочные прогнозы его развития вряд ли возможно из-за резко меняющейся обстановки

Представители вузов и колледжей обсудили влияние эпидемии коронавируса на систему образования в первый день работы XI Международной российской конференции исследователей высшего образования, которая прошла в онлайн-формате.

Конференцию открыл научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин. По его мнению, технооптимизм части управленцев и работников системы образования, прогнозировавших успешный переход в онлайн, оказался чрезмерным. Многим преподавателям не хватало компетенций для перевода своих курсов в цифровой формат, а обещанные облегчения оказались неочевидными. У некоторых вузов даже не оказалось платного доступа к Zoom, поэтому некоторые сокращали время лекций, чтобы уложиться в бесплатное время.

Переход к дистанционному обучению обострил образовательное неравенство: 10% студентов не имели необходимого оборудования, причем среди студентов из низкодоходных семей эта доля достигала 30%. Для решения проблемы университеты передавали учащимся технику из компьютерных классов.

Дистанционное обучение подтвердило также необходимость прямого общения между студентами и преподавателями и внутри студенческих групп. Одновременно эпидемия вернула университетам социальную функцию, напомнила им о проблемах благополучия студентов в широком смысле его понимания.

Сейчас высшее образование находится в периоде турбулентности, строить долгосрочные прогнозы его развития вряд ли возможно из-за резко меняющейся обстановки, резюмировал Исак Фрумин.

Проректор НИУ ВШЭ Мария Юдкевич отметила, что за прошедшие месяцы появилось много публикаций о влиянии пандемии на разные стороны жизни. Она выделила изучение проблем «новой нормальности» – когда уровень неопределенности оказался очень высоким, многие исследователи осознали, что происходящее – это постоянно, а не временно.

Пандемия, по ее словам, затруднила работу ученых: у многих остановился сбор данных, стало сложно проводить эксперименты и работать в лабораториях. Это вызвало существенный сдвиг между исследованиями, образованием и сервисной деятельностью. Преподавание, занимавшее прежде ограниченное место в работе, выходит сейчас на первое место. При этом преподаватели меньше работают со студентами, но существенно растет доля времени на подготовку лекций и проверку заданий, а также на налаживание коммуникаций.

Одновременно переход в онлайн означает новые вызовы и новые возможности. Исследовательские центры, не занимавшие ключевых позиций, выходят на более значимые места за счет запуска новых коммуникаций, онлайн-семинаров и конференций.

Сейчас, подчеркнула проректор ВШЭ, важно понять, какие уроки мы могли бы извлечь из нынешней ситуации, как на них должен реагировать академический рынок труда, как университетам в исследованиях перейти от выживания к развитию.

Магистратура на дистанте: возможности и ловушки

Регулярная работа началась с круглого стола «Российская магистратура и вызовы пандемии». Директор стипендиальной программы фонда Потанина Наталья Шульгина сообщила, что с началом пандемии фонд продлил сроки выполнения проектов и подготовки отчетов по ним и продолжил финансирование исследования магистратуры и программ, связанных преимущественно с цифровой тематикой.

Директор проектного офиса Южного федерального университета Наталья Андрейченко отметила, что своевременное освоение технологий онлайн-образования дало преимущество университетам, заранее занявшихся их развитием. ЮФУ, по ее словам, еще три года назад ориентировал программы магистратуры на целевую аудиторию и иностранных студентов, сделав акцент на цифровые и онлайн-инструменты. Была организована 141 программа, в том числе 12 – на иностранных языках. Благодаря этому выросло число студентов на платных отделениях, в том числе поступивших из других вузов.

В итоге студенты были готовы к переходу в дистанционный формат, онлайн-процедуры дали возможность ЮФУ расширить географию приема. Даже без пандемии это должно стать драйвером обеспечения качества будущего приема, но оно зависит и от уровня цифр компетенций персонала университета и качества прокторинга.

Научный сотрудник Института образования ВШЭ Евгения Опфер обратила внимание на ловушки онлайн-образования в магистратуре. Российские вузы имеют право создавать дистанционные программы магистратуры согласно закону об образовании и ФГОС, но нормативные документы носят рамочный характер, не давая конкретных инструкций.  

В новых условиях преподавателям сложно учитывать педагогическую нагрузку: непонятно, как считать одну лекцию, прочитанную в разных группах, как включать в расчет онлайн-консультации, которые приходится иногда вести в режиме 24/7 и т.д.

Еще одна проблема – порядок компенсации оплаты интернет-трафика и дополнительного оборудования, когда занятия проводятся из дома. Отдельной ловушкой, считает Евгения Опфер, стала аккредитация онлайн-программ, идущая по той же процедуре, что и обычных программ.

Директор по развитию преподавательского мастерства Института образования ВШЭ Андрей Дементьев обратил внимание на необходимость глубокого осмысления перепланирования всех курсов с учетом возможностей цифровых и онлайн-технологий, в том числе результатов обучения и элементов контроля, которые преподаватели используют в ежедневной практике.

Опыт последних месяцев, по его мнению, позволяет сделать несколько осторожных выводов. В частности, вынужденный дистант позволил части преподавателей перейти на новые технологии и парадигмы обучения. Обучение и активное применение новых технологий расширяет границы вуза далеко за пределы региона. При этом английский интерфейс и время для его освоения не стали препятствием для овладения новыми коммуникациями и создания новых инструментов.

Новые технологии позволяют фиксировать цифровые следы, и значит онлайн-магистратура может распространяться, резюмировал Андрей Дементьев.

Научный сотрудник Института образования ВШЭ Дарья Щеглова считает, что многие программы магистратуры не были обеспечены достаточными цифровыми компетенциями, особенно педагогические и образовательные программы. Студенты-магистранты хотят более широких компетенций, чем овладение простейшими техническими навыками, они хотят не просто нажимать кнопки, а быть архитекторами собственной деятельности, особенно гуманитарии и педагоги, отметила она.

Дарья Хлебович из Иркутского технического университета рассказала о налаживании работы с иностранными студентами, вынужденными остаться дома из-за пандемии. В Байкальском институте БРИКС, который развивает магистерские программы, иностранцы, в основном китайцы, составляют 9,8% студентов, большинство студентов учатся на англоязычных программах. 70% иностранных студентов оказались оторванными от России. Занятия были переведены преимущественно в синхронный формат, пришлось быстро внедрять и осваивать новые платформы, выделить аудитории для работы преподавателей.

Чтобы не сорвать предусмотренные программой практики, их также организовали на основании опыта глобальных компаний, представленного на их сайтах.

Студентов бакалавриата собрали в одном из китайских университетов-партнеров, что позволило сохранить вовлеченность в учебный процесс и качество образования. Кроме того, в Китае работали тьюторы, помогавшие студентам связываться с преподавателями и решать организационные вопросы.

Директор Центра университетского партнерства ВШЭ Анна Гармонова отметила, что онлайн-прием позволил расширить прием в магистратуру региональных вузов и подтвердил, что иностранцы могут учиться в российских вузах и в условиях пандемии. Она прогнозирует рост числа онлайн-магистратур, что, по ее мнению, потребует повышенного внимания к аккредитации и качеству программ обучения.

Не только высшее: колледжи конкурируют с вузами

Круглый стол «Региональная аналитика и образовательная политика высшего образования» открылся сообщением научного сотрудника Института образования ВШЭ Нияза Габдрахманова о проекте «Образование в период коронавируса». Исследователи изучили группы 309 университетов из 80 регионов, 2,7 млн сообщений, 1,12 млн аккаунтов, 1000 неформ сообществ, отражающие настроения студентов.

Нияз Габдрахманов обратил внимание, что реакция большей части студенчества на переход в дистант оказалась в целом лояльной. Одновременно анализ сообществ позволяет увидеть ряд проблем в повседневной деятельности университетов, в том числе чрезмерно бюрократизацию и затруднения при переходе на онлайн-обучение. Он также предположил, что в будущем количество платных студентов и абитуриентов, уезжающих поступать в другой регион, может уменьшиться из-за экономических трудностей в семьях.

Аналитик Центра социологии высшего образования Института образования ВШЭ Иван Груздев рассказал, что по результатам экспресс-опроса 3000 выпускников 11 класса спрос на высшее образование среди них остается высоким. 85% собираются поступать в вуз после школы, 5% – после колледжа, при этом 72% считают, что высшее образование нужно и важно. 64% старшеклассников поступают вполне осмысленно, на заранее выбранное направление, в определенный вуз.

Профессор РАНХиГС Татьяна Клячко отметила, что обычно в университеты идут 85% выпускников, но когда исследователи спросили, нужно ли высшее образование для успеха, так ответил только 50% старшеклассников, хотя раньше доля достигала 80%. Основной выбор, считает она, делается в 9-м классе, а не в 11-м. Сейчас в некоторых регионах 70% выпускников 9-х классов идут в учебные заведения среднего профессионального образования, хотя 89% родителей считают необходимым высшее образование. Какая из тенденций победит, мы увидим через несколько лет, полагает она.

Директор Новосибирского городского открытого колледжа Сергей Чернышов рассказал, что количество принятых в колледжи в Новосибирске и соседних областях превышает набор в бакалавриат, и если вузы начнут набор на программы СПО, они резко повысят прием. «Наш колледж мы хотим построить, как бакалаврский вуз, сотрудничаем с пермским кампусом ВШЭ», – сказал Сергей Чернышов.

По его словам, уже в этом году четверть студентов поступили в открытый колледж из других регионов и даже стран, вдвое по сравнению с прошлым годом – до 40% – выросла доля поступивших после 11 классов. Сергей Чернышов посетовал, что в местном минобразования по-прежнему полагают, что на рынке труда нужны педагоги и машиностроители, хотя в области преобладающий спрос на специалистов IT и логистики. Кроме того, по его словам, ситуация с пандемией показала, что для привлечения студентов колледжи важнее не наличие старой инфраструктуры – учебных корпусов и станков, а люди, сервисы и внятная система дистанционной подачи документов.

Профессор Института образования ВШЭ Ирина Абанкина отметила двукратный рост поступления на платные отделения колледжей за последние пять лет. Это отражает стремление молодежи самой строить свою жизнь, эмансипируясь от родителей, а также показывает снижение боязни перед службой в армии. Возможно, предположила она, вскоре мы увидим изменения образовательных стратегий семей.


Источник: НИУ ВШЭ

 
Проект Издательского дома "Положевец и Партнеры"

По вопросам партнерства обращайтесь по электронной почте chooseit@samag.ru

Телефон: +7 499 277-12-45