«Чем избыточнее образование, тем ты лучше готов к неожиданностям в жизни»
Выбирая профессию, необходимо понимать, что сегодня базовые технологии меняются не в течение десятилетий, как это было 50 лет назад, а каждые 4-5 лет. Поэтому трендом становится не выбор профессии, а выбор профессионального трека, «в котором человек осваивает все новые компетенции, сам себя апгрейдит. Когда-то этот трек прерывается и нужно получать новые базовые аналитические, культурные компетенции», – говорит Ярослав Кузьминов. В 35 – 50 лет сделать это довольно сложно, поэтому «наша жизнь предопределяется тем, какое мы образование выбрали как первое, насколько мы следовали пониманию того, что у нас получается или не получается, что интересует или не интересует, меняли профессию или тупо шли до конца трека, куда вас поставили родители».
Елена Бунина также считает очень важным выбрать правильное базовое образование, которое должно быть как можно шире, фундаментальнее, глубже, чем требуется в данный момент. «Например, если человек научился какому-то языку программирования, ему несложно переучиться на другой, это смена технологии, база позволяет меняться», – отметила она. Нормальное образование всегда избыточно, и чем оно избыточнее, тем ты лучше готов к неожиданностям в жизни, согласен ректор Вышки. По его словам, математик может иметь компетенции эстетика, он привел в пример академика Бориса Раушенбаха, который читал курс про иконы в Физтехе.
«Я представляю себе, например, специалиста по анализу данных, – продолжает диалог Елена Бунина. – У него должна быть глубокая математика, он должен хорошо знать программирование, это база. Но если человек запускает какой-то сервисный продукт, он должен быть супер разнообразным». Экономика становится движимой активностью потребителя, а в потреблении мы проходим три стадии, рассказывает Ярослав Кузьминов. Если взять в качестве примера потребление пищи, то это стадия «просто поесть», затем престижное потребление и креативное потребление, когда требуется индивидуальная услуга. «Это требует совсем другого экономиста, инженера, хозяина производства. Это должен быть человек, который относительно быстро подстраивается под потребителя, обладает soft skills, в частности, эмпатией, умением себя подать», а значит, будет востребован огромный массив гуманитарного и прикладного знания, говорит ректор.
Чтобы соответствовать этим задачам, Вышка одной из первых внедрила так называемую систему майноров, когда человек поступает, например, на юриста, и на втором курсе выбирает дополнительный курс от прикладной математики до финансов и социальной психологии. Таким образом, в Вышке получают фактически полтора образования, в результате формируется стереоскопический взгляд на мир, отмечает Ярослав Кузьминов. А после этого человек еще поступает магистратуру. В итоге обучение строится не по схеме 4+2, а по схеме 2+2+2.
По мнению Елены Буниной, если говорить о профессиях будущего, то прогнозировать имеет смысл не более чем на 5-6-летний срок. Исследования показывают, что уже сейчас в мире не хватает 4 млн специалистов по кибербезопасности, в США – устойчивый спрос на аналитиков данных, и он каждый год растет на 12%, в России – в дефицит ИТ-специалистов в целом.
Опасения, что машина скоро вытеснит человека на рынке труда, оба собеседника считают пока безосновательными. «Заметьте, пока прорывов, чтобы хоть какая-то серьезная профессия была отдана машине – не случилось. Но уже совершаются такие прорывы, когда человек берет машину и с ней в партнерстве что-то делает», – подчеркивает гендиректор «Яндекса». По ее мнению, тренд на ближайшее десятилетие – это партнерство человека и машины, когда будет простой интерфейс, можно просто ставить задачу машине, программировать серьезно не придется. Но не стоит ждать, что в ближайшие два года в какой-либо профессии машина полностью заменит человека, подчеркивает она.
«Я думаю, что очень важную роль будет играть прикладная этика, мы вынуждены артикулировать машине наши принципы», – полагает Ярослав Кузьминов. Машина может делать правильный выбор «экономически, но не этически, у нее нет культурного слоя». «Поэтому мы сейчас разворачиваем в Вышке очень крупный проект, который будет базироваться на нашей школе философии. Это проект прикладной этики, это фундаментальные основы, которые будут преподаваться всем», – сообщил ректор.
Источник: НИУ ВШЭ