---------------------------------------------------------------------------------
Выбираю•IT помогает в выборе будущей профессии абитуриентам
и студентам, в развитии профессиональных навыков молодым специалистам,
в выборе дополнительных программ обучения и специальных курсов. " /> ---------------------------------------------------------------------------------
Выбираю•IT помогает в выборе будущей профессии абитуриентам
и студентам, в развитии профессиональных навыков молодым специалистам,
в выборе дополнительных программ обучения и специальных курсов. " />

Портал издательского дома "ПОЛОЖЕВЕЦ и ПАРТНЕРЫ"
---------------------------------------------------------------------------------
Выбираю•IT помогает в выборе будущей профессии абитуриентам
и студентам, в развитии профессиональных навыков молодым специалистам,
в выборе дополнительных программ обучения и специальных курсов.

О портале Каталог профессий

Студенческие подработки: студенту, работодателю и университету

В последние годы российские университеты всё чаще заявляют о сближении образования с рынком, практическом образовании и решении реальных задач.
Так ли это, а также что может сделать студент, работодатель и университет для интеграции студенчества в рынок уже сейчас.

Для проверки реальности этой тенденции был проведен опрос для измерения числа студентов, работающих или собирающихся работать во время летних каникул. В ходе
опроса были получены следующие результаты: 88 % студентов 4-го курса МФТИ работает во время учебы, 90 % студентов 3-го курса МИФИ работает летом, 58 % студентов 2-го курса политехнического института, 66 % студентов 1-го курса МИРЭА и 43 % МИСиС планирует работать этим летом.
На втором и последующих курсах эта цифра сильно увеличивается за счет студентов, поступавших по программе целевого обучения. Количество таких студентов, например
в МИФИ, может достигать 50 % группы.
Целевое обучение – вид поступления в университет в рамках трехстороннего договора между абитуриентом, образовательным учреждением и организацией-донором. По этому
договору университет принимает абитуриента в рамках квот на целевое обучение, а абитуриент соглашается работать на организацию-донора (как во время практик, так и несколько лет после завершения учебы).
Во время выборочного опроса среди студентов встретились следующие мнения:
>>«Хочу работать из-за денег, но не хочется работать где попало». Студент 2-го курса.
>>«Прежде всего, мне необходим опыт хоть какой-то работы и финансовой независимости. И уже после этого мне нужны деньги». Студент 1-го курса.
>>«Работать круто, если есть связи и возможности. У меня их нет». Студент 1-го курса.
>>«У меня нет бумажки, которая нужна, чтобы на работу устраиваться». Студентка 2-го курса.
>>«Дело не в том, на кого я учусь, а в том, где у меня есть связи и я могу работать». Студент 1-го курса.
>>«Ну, мы просто с подругой хотели попробовать писать ТЗ, вот и пошли на Авито». Студентка 3-го курса.

Тенденция lifetime learning также подталкивает студентов к более раннему выходу на работу, ведь учиться можно всю жизнь, размывается роль университета как водораздела
между учащимся юнцом и работающим мужчиной.

Причины студенту работать

Что же движет студентом, когда он ищет работу? Если вы сами студент и думаете потратить это лето с пользой для кошелька – примерьте эти доводы.

Заработать карманные деньги. Пожалуй, ключевой аргумент для студентов, кому мало университетской стипендии. За 2 месяца летних каникул можно заработать в районе 50 000₽. Неплохая сумма для обновления ПК.

Отдохнуть от учебы. «Отдых – это перемена занятий» – фраза известного физиолога Ивана Павлова. И хотя многие могут с ней не согласиться, возможность сменить парту
на прилавок может принести вам множество новых впечатлений, опыта и помочь развить навыки, которые пригодятся в работе по профессии.

Получить опыт работы. Если вам удастся найти работу, связанную непосредственно с вашей сферой деятельности, то это отличный способ на практике проверить навыки,
данные вам в вузе, получить опыт работы с другими людьми по реальным требованиям заказчика.

Ускорить карьерный рост. Опыт многих амбициозных студентов последних лет показывает, что работа во время учебы помогает ускорить карьерный рост на несколько лет. Многие из таких студентов становятся руководителями сразу после получения диплома.

Причины студенту не работать
«У меня нет связей». Идея того, что студент может найти работу только по связям, в корне неверна. На агрегаторах множество вакансий и стажировок, куда студент может податься на конкурентной основе.

«У меня нет времени». Хотя зачастую это оказывается правдой, многие студенты неэффективно расходуют свое время между учебой и развлечениями, что создает у них ощущение постоянного отсутствия свободного времени (если у вас его действительно нет, то и до выгорания недолго).
Попробуйте изучить несколько методик таймменеджмента, они позволят найти время на саморазвитие и работу в изначально «битковом» графике.

«У меня нет навыков». Студент считает, что у него недостаточно навыков для выполнения какой-либо работы, он же лишь учится. Вероятно, студент либо недооценивает свои
силы, либо обладает ложными представлениями о рынке. Студент 3-4-го курса может искать работу джуном без каких-либо ограничений.

«Вот получу диплом…». Да, вы можете подождать до окончания учебы в университете, однако рискуете безнадежно отстать от собственных сверстников, у которых к этому
моменту будет несколько лет опыта работы.

Нехватка сведений. Зачастую студент просто не представляет, что нужно делать и с чего начинать, чтобы устроиться на работу, даже если он хочет этого.
Неуверенность в своих силах. Нередко студент боится ответственности, которую возложит на него работа, боится подвести начальство и коллег.

Как найти работу студенту

Агрегаторы вакансий. Самый очевидный вариант поиска работы для студента – агрегаторы вроде hh.ru. На момент написания статьи сайт насчитывал 2 762 временных вакансий
без опыта работы по Москве, большая часть из них связана с продажами, доставкой или обслуживающим персоналом.
Объявления в университете. Почти в каждом университете есть доска объявлений с предложениями вакансий и стажировок. У крупных компаний вроде Сбербанка и Тинькофф
есть собственные рассылки для студентов. Подпишитесь и следите за вакансиями.
Связи и знакомства. Несмотря на негативную окраску этих слов в РФ, это очень практичный инструмент поиска работы. И самые очевидные связи для студента – его преподаватели. Наверняка вы уже понимаете, кто из них вам близок и понятен, а также в курсе дел в индустрии. Спросите его, не знает ли он кого-то кому вы можете быть нужны. Преподаватель будет знать, что вы ищете работу и может предложить вас, если у него спросят знакомые рекрутеры (что случается весьма часто).
Фриланс. Найти подработку для студента-айтишника проще. Для такой работы даже не нужно выходить из дома, ведь биржи фриланса работают через Интернет. Среди них Work-zilla, Kwork, FL.ru и другие биржи. Ключевой проблемой студентов, пытающихся работать на фрилансе, является их неопытность в деловой среде в целом. Она приводит к отсутствию грамотного портфолио, низкому качеству работы, несоответствию спецификации, срыву сроков и т. д. Одним из способов избежать этих ошибок может стать поиск ментора – человека, который уже долгое время работал в сфере и сможет подсказать вам деловым советом или подкинуть заказ.

Искать заказы можно и самостоятельно при помощи сайта и соцсетей: этот путь будет сложнее в начале, но в дальнейшем заказы среди знакомых клиентов будут доставаться вам без комиссий и конкуренции других фрилансеров.

Стажировка
Стажировка немного отличается от подработки. В отличие от подработки стажировка связана со специальностью студента, на которую он учится. Программист будет писать код, а дизайнер проектировать интерфейсы (если того захочет, конечно же). На момент написания статьи на сайте hh.ru стажировок было даже больше подработок: 2 989 против 2 762, однако 400 предложений стажировок неоплачиваемые.

На стажировку обычно берут студентов 3-4-х курсов, чаще всего она проходит полный день в течение заранее оговоренного периода времени. По окончании стажировки работодатель обычно пишет рекомендательное письмо, которое может помочь в дальнейшем трудоустройстве. Нередко студентов после прохождения стажировки сразу приглашают
на работу.
Я бы не стал рассматривать стажировку (особенно бесплатную) полноценной альтернативой работе, поскольку вы не станете полноценным членом компании. Вы будете окружены командой других студентов, за которыми будет приглядывать опытный сотрудник компании. В небольших компаниях часто на стажирующихся сбрасывают какие-то маловажные или ненужные задачи (чтобы не рисковать), а HRы видят в студентах бесплатную рабочую силу.

Работодателю
Что может сделать работодатель, заинтересованный в поиске талантов для своей компании?

Опубликовать вакансии для студентов.
Если вы готовы взять на работу студентов – открыто напишите об этом в тексте вакансий, чтобы избавить от сомнения соискателей.

Написать о стажировках/подработке на сайте. Посмотрите на компанию «McDonald’s», которая имеет репутацию идеального места для трудоустройства студента. Они тщательно
поддерживают эту репутацию рекламными объявлениями, текстами на сайте и в соцсетях.

Взаимодействовать с университетами. Почти в каждом университете есть доска объявлений о подработках и стажировках, однако добираются до нее немногие компании. Если
у вас появилась программа стажировки, то пришлите брошюру основным ИТ-вузам Москвы, и студенты узнают о вашем существовании. Также можно участвовать в университетских
выставках стажировок или давать отдельные лекции о ваших программах (как делают Сбербанк, Mail.ru и МТС).

Университету
Что может сделать учебное заведение, чтобы свести между собой студента и работодателя?

Открыть платформу. Университеты обладают огромным потенциалом для распространения информации среди студентов: учащиеся видят рекламу, сайт, электронные системы
оценивания и следят за университетом в соцсетях. Если пустить на эту платформу работодателей, то это позволит студенту напрямую пообщаться с работодателем без прослоек. Попробуйте опубликовать подборку стажировок по специальностям вашего университета.

Уменьшить нагрузку. Знаю, что это спорный вопрос, но если пары отнимают у студента 30 часов в неделю, то сложно рассчитывать, что тот станет искать дополнительную работу. Введение болонской системы оценивания и проектных дисциплин сильно облегчает задачу студента, позволяя ему пропускать часть пар и выполнять задания в удобное для него время.

Мотивировать. Работа может быть не только вне, но и внутри университета. Покажите студентам, какую пользу они могут принести университету и какие навыки приобрести.
Возможно, за прибавку к стипендии.
В целом вопрос интеграции студенчества в индустрию – комплексная задача всех трех сторон, ведь без желания любого из участников ничего не получится. Студент должен быть
мотивирован работать и учиться, работодатель принимать и рассказывать о себе, а университет выступать негласным посредником между ними. Только тогда студенты смогут действительно совмещать работу с учебой и становиться частью индустрии еще на студенческой скамье.


Автор: ПАВЕЛ НАКОНЕЧНЫЙ, студент Московского политехнического института


 
Проект Издательского дома "Положевец и Партнеры"

По вопросам партнерства обращайтесь по электронной почте chooseit@samag.ru

Телефон: +7 499 277-12-45