Выбираю•IT помогает в выборе будущей профессии абитуриентам
и студентам, в развитии профессиональных навыков молодым специалистам,
в выборе дополнительных программ обучения и специальных курсов.

О портале Каталог профессий

ИТ-образование во время пандемии

Насколько актуально образование для ИТ-специалистов в условиях пандемии. Рассмотрим, что предлагают и представляют собой крупнейшие игроки в сфере онлайн-образования.

Онлайн-образование одна из тех сфер, которая в условиях пандемии переживает небывалый взлет, и связано это, прежде всего, с ее моментальной востребованностью для учащихся школ, университетов и других учебных заведений по всему миру.

Но стоит отметить и рост интереса к различным образовательным площадкам и со стороны взрослой аудитории.

Обусловлено это тем, что у большинства из нас внезапно появилось больше свободного времени, чем было до прихода пандемии.

Поэтому встает вопрос: как правильно инвестировать новый актив в виде времени?

Ответом может послужить одна из известных цитат Бенджамина Франклина: «Инвестиции в знания всегда дают наибольшую прибыль».

Так, например, можно пройти курс по интересующей вас тематике, до которого раньше просто не дотягивались руки.

Что же касается вопроса образования в сфере ИТ, то эта тема всегда была, есть и будет актуальна в ближайшее время в данной сфере, поскольку это одна из самых динамично развивающихся отраслей, и необходимо постоянно поддерживать свои знания в ногу со временем, иначе знания очень быстро устареют. Давайте рассмотрим крупнейшие площадки массового онлайн-образования и как они отреагировали на текущие условия.

Одна из крупнейших платформ обучения Coursera в своем пресс-релизе от 25 марта анонсировала беспрецедентное предложение: бесплатное обучение с возможностью получения аккредитованного сертификата после успешного прохождения выбранного курса. Данное предложение действует до 31 июля текущего года. Нужно заметить, что и в обычном режиме на Coursera можно было пройти курсы бесплатно без получения сертификатов и это была одна из причин популярности данной платформы. Однако следует отметить, что предложение Coursera c возможностью бесплатного получения сертификата является не первым шагом, когда площадка идет навстречу своим пользователям: и до пандемии платформа предлагала финансовую помощь в обучении тем пользователям, для кого стоимость обучения являлась существенной.

Coursera – более академическая платформа по сравнению, скажем, с Udemy, о которой мы поговорим чуть ниже. И это неудивительно, ведь проект был создан двумя преподавателями Стэнфорда в 2012 году и по сути задумывался как удобная платформа для публикации курсов. На данный момент платформа объединяет около 5 тысяч курсов по различным отраслям знаний с количеством пользователей более 50 миллионов.

Структура курсов максимально приближена к тем, что преподаются в университетах, где базовая часть – это лекции в виде слайдов, как правило, с видео-, аудиосопровождением, а также наличием тестов, домашних и итоговых заданий (рис. 1). Большинство популярных курсов имеют русское сопровождение, а общее количество курсов с русским сопровождением на данный момент составляет около 500. Обучение на курсе делится на недели и весь курс занимает в среднем 8-10 недель с нагрузкой в 1-2 часа видеоматериала и домашней работой, поэтому даже работающему человеку вполне реально осилить обучение. Если вы намерены получить сертификат по окончанию курса, то домашние задания и тесты необходимо сдавать до назначенного срока, однако если вы не успеваете по тем или иным причинам, то вы можете сбросить курс и пройти его с другой группой. В том случае, если вы проходите курс для себя и сертификат вам не нужен, тогда вы можете растянуть или, наоборот, сжать обучение как вам угодно. Также следует отметить, что у каждого курса есть форум, где вы можете задавать вопросы по курсу, либо, скорее всего, уже найти ответ на ваш вопрос среди вопросов других участников. Что касается направлений обучения, то на платформе представлены курсы практически по всем сферам деятельности. Следует отметить особую популярность курсов от ведущих университетов мира. Что касается материалов в сфере ИТ, то тут вы сможете найти базовый материал для каждой специальности, будь то основы программирования, тестирования, сетевых технологий, DevOps, системного администрирования, информационной безопасности, бизнес-аналитики и прочего. При этом в последнее время добавляется довольно много курсов более практического направления, что непременно усилит данную платформу по сравнению с конкурентами.

Невозможно не упомянуть и Udemy, другого крупнейшего игрока в сфере массового онлайн-обучения, основанного в 2010 году. В отличие от Coursera, материалы на Udemy может разместить кто угодно. За счет этого на данный момент на ресурсе собрано уже более 150 тысяч курсов с количеством пользователей системы более 25 миллионов.

Поскольку курсы на данной платформе публикуют простые пользователи, которые являются специалистами в своей области, то разнообразие курсов потрясает. Если так можно высказаться, то Udemy это что-то вроде Youtube с добавленным функционалом для образования (рис. 2). Однако нужно понимать, что и качество курсов тут ниже, чем на Coursera, и они более сконцентрированы на практических аспектах обучения.

Так же, как и на Coursera большинство авторских курсов представлено на английском языке, поэтому найти среди них курсы с русскими сопровождением получится только от русскоязычных авторов, благо, на данный момент на платформе их уже довольно много: порядка нескольких тысяч. Правда, тут встает другой вопрос: как же правильно выбрать курс по интересующей вас тематике? Я бы посоветовал, во-первых, ориентироваться на материалы от профессионалов в своей области, это, как правило, довольно медийные люди, найти их легко, а во-вторых, вы легко сможете найти отзывы на самые популярные курсы в Интернете.

Что касается стоимости обучения, то в этом плане Udemy довольно сильно отличается от Coursera. Бесплатные курсы тут, конечно, есть и их тоже немало (несколько тысяч), но в подавляющем своем большинстве они для начинающих. Остальные же 95-97 % курсов являются платными. Однако с приходом пандемии Udemy постоянно устраивает акции, и цены начинаются от 15 долларов. При этом у Udemy есть сильная защита покупателя в лице 30-дневной гарантии возврата денег на любой курс. Однако стоит иметь в виду, что вам могут и отказать в следующих условиях:

  • вы слишком часто пользуетесь услугой возврата денег;
  • в случае, если вы полностью загрузили весь курс.

И, конечно же, невозможно не упомянуть о Youtube, ресурсе, который является видеохостингом № 1 в мире, и для десятка миллионов людей по всей планете уже сейчас является основным источником потребления контента.

Текущие показатели Youtube выглядят впечатляющими:

  • ежедневно загружается более 720 000 часов видео;
  • ежедневная аудитория более 65 миллионов пользователей;
  • ежедневно просматриваются более 5 миллиардов видео.

Youtube уже давно перестал быть видеохостингом исключительно развлекательного контента. Авторы из разных сфер переключили свое внимание на Youtube. Помимо известной монетизации и возможности рекламных интеграций, Youtube с 2017 года ввел опцию спонсорства. Особенно данная опция может быть полезна для образовательных каналов, поскольку можно публиковать материалы исключительно для своих спонсоров. Так же следует отметить, что многие авторы выкладывают на Youtube базовые материалы из своих курсов, тем самым привлекая интерес к своим материалам и набирая себе публику, а полноценные курсы предоставляют на сторонних площадках, таких как Udemy.

Если смотреть на Youtube со стороны пользователей, то основная сложность заключается в том, что поисковая выдача может быть очень большой и потребуется потратить немалое время, пусть даже на беглые просмотры, чтобы найти тот материал, который отвечал бы вашим запросам. Ориентироваться на такие показатели при поиске как количество просмотров не всегда помогает, так как некоторые специфичные образовательные темы могут собирать не очень много просмотров. Другая проблема – это то, что образовательного контента в сфере IТ на русском языке на данный момент не так много. И также следует отметить, что механизм общения с автором через комментарии является не самым удобным способом. Хотя справедливости ради следует отметить, что возможность стримов на Youtube частично снимает этот вопрос, так как позволяют автору периодически общаться со своей публикой и отвечать на вопросы.

Давайте рассмотрим, как устроен образовательный канал, ориентированный на системных администраторов, на примере канала Кирилла Семаева. Основная тематика данного канала посвящена подготовке к экзаменам LPIC (Linux Professional Institute Certification): это 4 плейлиста с суммарным количеством видеороликов более ста, что составляет более половины всего материала канала. Каждое из его видео раскрывает какую-то конкретную тему подготовки к экзамену LPIC с детальным разбором и практикой. Ролики в среднем занимают 10-20 минут, что является оптимальным вариантов для пользователей, чтобы они досмотрели материал до конца. В комментариях к каждому видео можно увидеть ответы автора канала на вопросы пользователей. На мой взгляд, для образовательных каналов это является одним из главных условий успешности, так как коммуникация между «учителем» и «учениками» просто необходима, как и в обычном образовательном процессе, а также для удержания своих подписчиков.

Помимо каналов обычных видеоблогеров стоит также обратить внимание на каналы крупных ИТ-компаний, материал которых гораздо разнообразнее и, как правило, включает видеозаписи конференций, митапов, различных стримов и других мероприятий компании.

К примеру, интересен опыт Яндекса, запустивший на основе своей платформы Академии Яндекса одноимённый канал с целью аккумулировать весь образовательный контент компании. Помимо того, что на нем собраны всевозможные конференции, лектории и митапы, организованные Яндексом, он также является и агрегатором остальных образовательных каналов компании. Связано это с тем, что у Яндекса несколько образовательных каналов для отдельных целевых аудиторий в сфере ИТ, таких как системных администраторов, разработчиков, дизайнеров, тестеров и других. Такой пример разделения аудитории с отдельными каналами в рамках Youtube выглядит вполне естественным процессом и позволяет пользователям отслеживать только тот материал, который им действительно интересен и важен.

Канал «Технострим Mail.Ru Group» другого техногиганта страны пошел другим путем. На нем тоже собрано большое количество видеоконтента в виде конференций, митапов, мастер-классов и курсов, часть из которых собрана в отдельные плейлисты по специальностям. Однако особенностью данного канала являются еженедельные стримы с экспертами на различные темы в ИТ. На них в формате живого общения обсуждают не только конкретные кейсы, такие, как стать администратором или разработчиком, но и более общие темы – как психотерапия в ИТ, публичные выступления и другое. Пока такой формат является больше экспериментальным на русском Youtube в сфере ИТ. Однако Youtube тем и известен, что здесь можно смело экспериментировать с идеями, в том числе и в образовательной сфере.

Подводя итоги, можно смело сказать, что онлайн-образование – это огромный рынок, который постоянно развивается и набирает обороты. Поэтому поднимая тему онлайн-образования, я решил рассмотреть крупнейшие сервисы в сфере онлайн-образования и что они сейчас собой представляют. Общее количество материалов на них просто поражает и было бы интересно посмотреть, как оно будет расти с годами. Если вы еще ни разу не заходили на эти сайты, то я бы очень рекомендовал сделать это.

В следующих статьях, я переключусь на российский рынок и проанализирую, какие есть площадки на нашем рынке, какой материал они предлагают. 

Полезные ссылки

  1. Сайт Coursera https://www.coursera.org/
  2. Сайт Udemy https://www.udemy.com/
  3. Youtube-канал Кирилла Семаева https://www.youtube.com/user/itsemaev
  4. Youtube канал «Системное администрирование, безопасность, сети» от Академии Яндекса https://www.youtube.com/channel/UCkufieG4LoGkHNOGrgMx3Vg
  5. Youtube канал «Академия Яндекса» https://www.youtube.com/channel/UCTUyoZMfksbNIHfWJjwr5aQ/
  6. Youtube канал «Технострим Mail.Ru Group» https://www.youtube.com/user/TPMGTU


Автор: Данил Сабиров, руководитель разработки Frontend направления в компании WaveAccess, danil.sabirov@waveaccess.ru

 
Проект Издательского дома "Положевец и Партнеры"

По вопросам партнерства обращайтесь по электронной почте chooseit@samag.ru

Телефон: +7 499 277-12-45