Что делать с ЕГЭ: четыре варианта на основе мирового опыта
Аналитики Института образования НИУ ВШЭ заявили о четырех вариантах решения проблемы ЕГЭ в условиях пандемии. Они изучили мировой опыт: многие страны изменили системы выпускных экзаменов в школах, чтобы свести к минимуму угрозу заражения для школьников. В России уже объявлено о сокращении ОГЭ и о сдвиге ЕГЭ на июнь. Исследователи Центра психометрики и измерений в образовании Института образования НИУ ВШЭ рассказали о плюсах и минусах мировых решений и о том, насколько реально применить их в России.
Четыре
варианта включают: перенос экзамена на середину или конец лета (так
сделают во многих странах, например, в Китае и Израиле), особые
санитарные меры на экзаменах (Германия), перевод выпускных испытаний в
онлайн (частично применяется в Финляндии), замена экзамена «средним
баллом» по итогам учебного года — такая система вводится в
Великобритании и Нидерландах.
К онлайн-ЕГЭ Россия пока не
готова, — заявляют эксперты ВШЭ, ссылаясь, в том числе, на свои
исследования технической и интернет-оснащенности школ и их учеников. О
том, что единый госэкзамен не может быть заменен чем-то радикально —
онлайн-тестом или «средним баллом», говорит научный руководитель
Института образования Исак Фрумин: «В России ЕГЭ сформировался как
институт, который в целом пользуется доверием граждан. Очень просто
обрушить это доверие. Поэтому любые серьезные изменения не могут пройти
без широкого и долгого обсуждения».
«Пандемия ускорила поиск
новых решений для экзаменов с высокими ставками, — рассказал эксперт
Всемирного банка Марк Зелман. — Например, с Израилем мы обсуждаем
применение прокторинга – системы контроля за честностью во время
экзамена — на основе искусственного интеллекта. Есть и другие решения,
но это только начало пути к онлайн-экзаменам. Проводить их в этом году –
утопия, но будущее за ними».
По мнению аналитиков ВШЭ,
российский ЕГЭ лучше всего перенести — для этого, возможно, также
сдвинуть сроки зачисления в вузы и колледжи и начало учебного года.
Также эксперты предлагают проводить в этом году только те экзамены,
которые потребуются для поступления, и не использовать формат ЕГЭ для
итоговой аттестации. При таком варианте, например, можно не проводить
«базовую математику» и некоторые другие экзамены. Это снизит нагрузку на
систему и на детей.
Исследование опубликовано в серии «Современная аналитика образования Express» и находится в свободном доступе.
Источник: НИУ ВШЭ