MOOC для каждого: как создать эффективный и полезный онлайн-курс
Онлайн-образование по-прежнему остается актуальным трендом. На интернет-площадках каждый день появляется все больше и больше курсов по любому направлению от лучших университетов мира. Авторский онлайн-курс стал уже не столько элементом престижа, сколько насущной необходимостью для подтверждения статуса успешного преподавателя. Асель Романова, преподаватель факультета программной инженерии и компьютерной техники Университета ИТМО и автор нескольких онлайн-курсов по программированию, поделилась своим опытом и практическими советами, как создавать эффективные онлайн-курсы, которые будут интересны аудитории. Выступление состоялось в рамках проекта ITMO.Expert.
Основные составляющие онлайн-курса и виды контента
Среди онлайн-площадок, которые пользуются наибольшей популярностью у студентов, можно выделить Открытое образование, Edx, Соursera. У каждой из них своя специфика, например, на Edx длительность курса составляет пять недель, на Открытом образовании — десять. Но основные критерии остаются одинаковыми: это качественный и информативный контент, состоящий из видеолекций и проверочных заданий.
Типичный онлайн-курс состоит из нескольких видов контента. Это, в первую очередь, видеолекции, которые составляют основу обучения. Рекомендованная продолжительность видеолекций — 50 минут в неделю, поделенные на короткие фрагменты по 5-7 минут.
Также учебные материалы могут включать текстовые и графические материалы, интерактивные элементы в виде симуляторов, тренажеров, игр и опросов. Не будет лишним добавить и список дополнительной литературы, статей по теме и ссылок на дополняющие курсы.
Не менее важная часть обучения — это проверочные задания. На платформе Открытого образования существует три типа проверки: взаимная проверка студентами работ друг друга, тестовые упражнения и виртуальные лаборатории. Для взаимной проверки обязательно нужно расписать четкие критерии оценивания, с конкретными примерами. Проверочные тесты проводятся после окончания каждого недельного модуля, а также в середине и в конце курса (5 и 10-я неделя). Варианты тестов формируются рандомно, поэтому перед запуском необходимо собрать пул из 30-50 вопросов.
Секреты успеха
У онлайн-образования существуют свои специфические правила, соблюдая которые можно гарантировать успех курса:
- Сильная команда с четким распределением обязанностей между участниками. Кто-то занимается разработкой контента, кто-то занимается только съемками. Если команды нет, то с разработкой курса могут помочь методисты из Департамента открытого образования Университета ИТМО.
- Все по делу: если у вас большой курс, не пытайтесь его сократить, чтобы он вместился в формат 50-минутной лекции, сделайте лучше вторую часть, продолжение. Если же ваш курс емкий и маленький, оставьте его таким, не вставляйте ничего лишнего — это может спровоцировать негативные отзывы от слушателей
- Много практики. Этот совет больше относится к прикладным наукам, например, программированию, — в них без практики никуда. В каждый модуль пытайтесь вкладывать как можно больше заданий, чтобы студенты смогли получить достаточно компетенций и опыта.
- Открытость новому: внедрение новых методов обучения и способов представления материала, добавление интерактивности, игровых механик. Геймификация — в принципе довольно важный тренд последних лет, который активно внедряется в образовании. Можно посоветовать чаще смотреть чужие курсы и лекции, перенимать опыт и в целом быть в курсе тенденций развития онлайн-образования.
Пошаговый план
Процесс разработки курса делится на несколько этапов. Начинается все, конечно, с подготовительной работы. На этом этапе нужно определиться с целями и задачами курса, его целевой аудиторией, форматом контента, площадкой для размещения, а также прикинуть примерное количество слушателей. Чем актуальнее тема курса, тем больше слушателей он будет привлекать.
Целевая аудитория определяется не только социально-демографическими характеристиками, но и, например, языковыми возможностями, уровнем их подготовки, техническим оснащением, которое имеется в распоряжении. Все эти параметры нужно обязательно учитывать и указывать в описании курса.
Следующим шагом будет разработка учебной программы: оформление структуры, расписание основных модулей, отбор материала и адаптация его в формат онлайн-курса, выбор практических заданий. Обязательно нужно разработать план и сценарий каждой лекции — так будет проще подготовиться к записи видео и отрепетировать речь.
Не стоит забывать и об интерактивности: приветствие и прощание со студентами являются обязательными. Хотя в случае дистанционного обучения и предзаписанного материала не так много вариантов взаимодействия со слушателями, можно поддерживать работу студентов по освоению курса с помощью регулярных напоминаний о порядке прохождения учебной программы, подведения итогов в конце каждого модуля, анонсирования предстоящих занятий.
Дальше идет работа над проверочными заданиями. Тесты должны быть сбалансированными, не слишком простыми, но и не слишком сложными. Проверочные задания могут состоять не только из тестов, но и быть в формате развернутого ответа.
Съемки лекций — это основная часть работы над контентом. Здесь нужно освоить не только базовые принципы съемки видео (как правильно расставить свет, как выбрать технику и настроить камеру), но и научиться уверенно держаться в кадре: всегда смотреть прямо в камеру, меньше двигать руками, рассказывать живо и интересно, создавать эффект диалога. Хорошей практикой будет демонстрация отснятого видео коллегам или специалистам для получения адекватного фидбека.
Последним этапом будет доработка онлайн-курса уже после запуска: исправление возможных некорректных заданий и ошибок, работа с форумом, разъяснение трудных моментов студентам, изучение данных учебной аналитики. Это позволит наглядно увидеть, на каких этапах студенты чаще всего бросали занятия, и, возможно, как-то доработать контент, оказавшийся слишком сложным или неинтересным, придумать какую-то дополнительную мотивацию или интригу.
Автор: Екатерина Шевырёва
Источник: НИУ ИТМО