Дизайнер UX
Мы попросили представителей компаний рассказать о знаниях, навыках, опыте, актуальных для дизайнеров UX.
1. Какими знаниями и навыками должен обладать дизайнер UX?
2. Каков инструментарий дизайнера UX?
3. Каковы требования компании к уровню образования потенциальных сотрудников?
4. Какие требования предъявляются к опыту работы?
5. Есть ли особые требования, которые обусловлены спецификой деятельности компании?
Федор Подрезов, руководитель UI/UX-департамента Parallels
1. На постсоветском пространстве, как правило, в компаниях нужен не чистый UX, а сочетание UI/UX. Для UI/UX-специалиста «чувство прекрасного», художественное чутье и навыки, умение рисовать – это обязательное требование, хотя, на мой взгляд, и для чистого UX тоже. Помимо этого, нужно много чего знать и уметь, в двух словах это не описать. Например, нужно понимание принципов дизайна, ориентированного на пользователя (user centered design principles). Поэтому на собеседованиях мы обычно смотрим портфолио работ кандидата и даем тестовое задание. Можем попросить привести примеры плохих или хороших интерфейсов среди приложений, регулярно используемых кандидатом, и проверить понимание причин, почему это плохо или хорошо.
2. Инструменты, по сути, особого значения не имеют, подойдет любой инструмент для прототипирования/графический редактор. Мы в Parallels, например, используем пакет приложений от Adobe (Photoshop/Illustrator), а вообще в индустрии сейчас популярен Sketch.
3. Образование важно, но не критично. С интерфейсами, честно говоря, особо нигде не учат работать, а даже если учат, не думаю, что в России это делают хорошо – слишком молодая специальность. Поэтому приветствуется классическое дизайнерское образование (графический дизайн/продуктовый дизайн), особенно если это сочетание UI+UX. Для чистого UX это не так важно, но лишним не будет.
4. Опыт работы сильно зависит от позиции, например, на позицию уровня junior он вообще не обязателен. А вот портфолио нужно обязательно и всегда.
5. Особых требований у нас нет.
Александр Ганин, Head of Design Lingualeo
1. Первое и самое главное: UX-дизайнер должен понимать, как люди пользуются интерфейсами. От чего они получают удовольствие, что такое дофамин, как его вырабатывать, и какие у человека физиологические особенности (память и мозг).
Второе: нужно быть в курсе технологий, разработок и тенденций. Это не значит, что следует гнаться за всеми новомодными решениями. Однако профессионал должен держать руку на пульсе и чувствовать, куда дует ветер. Нужно быть любознательным и самому активно пользоваться различными интерфейсами. Важна способность замечать удобство не только в онлайне, но и в тех вещах, которые нас окружают. Например, обращать внимание на навигацию в метро или в торговых центрах, прислушиваться к своим ощущениям и осознавать, от каких конкретно вещей ты испытываешь радость и удовлетворение.
Дизайнером нельзя быть только в рабочее время. Уверен, что если ты дизайнер, то во всех аспектах своей жизни ты стремишься поменять мир к лучшему.
2. В нашей компании инструментарий со временем менялся. Первая версия Lingualeo была создана в Photoshop. Вторую мы рисовали в Fireworks. Мобильное приложение и третью версию сайта мы делали в Illustrator. На нем мы сидели довольно долго, но в 2015 году попробовали Sketch – простой и быстрый инструмент для создания прототипов и интерфейсов. За время разработки мы перепробовали почти все программы для создания анимации, которые есть на рынке.
В данный момент все интерфейсы (мобильные и веб) мы рисуем в Sketch.
В Illustrator рисуем сложные иллюстрации.
В зависимости от типа анимации (графика или интерфейсы) мы используем следующие программы: Principle, Pixate и After Effects.
На верстку отдаем макеты в Zeplin.
3. Совершенно не важно, какое у кандидата образование, на кого он учился и какой диплом получил. Главное – в каких проектах он работал и где получал свой дизайнерский опыт.
Но от соискателя требуется понимание процесса создания сложных интеллектуальных продуктов: этапы, разделение компетенций, взаимодействие с другими отделами и т.д.
4. Не имеет значения размер и статус компании, в которой дизайнер работал до этого («Яндекс», Google, Mail или небольшие, малоизвестные), важно, что он делал и как при этом мыслил. За дизайнера все говорит его портфолио.
Обязательны харизма и свежая голова, трезвый взгляд на вещи, логическое мышление и эмоциональная привязанность к профессии.
5. Особых требований нет. Но предполагается работа в московском офисе с основной командой. На удаленной работе у нас можно создавать только простые задачи и иллюстрации.
Дизайнер UX в Lingualeo должен понимать учащихся у нас студентов и уметь тактично «втягивать» их в обучение. Нужно стимулировать, быть веселым и понимать основы гемификации.
Никита Морозов, Art Director Familoop
1. UX-дизайнер должен знать общие дизайн паттерны тех платформ (Браузер, ОС), для которых он будет проектировать приложение. Особенно приветствуется знание гайдлайнов к этим платформам, чтобы не выдумывать те решения, которые уже известны и привычны всем пользователям этой платформы. Самые главные навыки – логика и здравый смысл, умение коммуницировать с коллегами и убеждать их в своем подходе. И безграничная любовь к пользователям. Без них, увы, никуда.
2. Нужны голова, карандаш, бумага, какой-нибудь аппликейшн для проектирования вроде Balsamiq, Google Docs.
3. Высшее образование, желательно техническое. UX-дизайнер, если он по совместительству еще и UI-дизайнер, может не иметь высшего образования. Еще раз подчеркну, главное – логика, здравый смысл и бескрайняя любовь к пользователям. Самая большая ошибка, которую делают UX-дизайнеры, – они пытаются рисовать дизайн, притом что они должны рисовать схемы без дизайна.
4. Если человек работал в B2B-проекте, то достаточно и года плотной работы. Если кандидат работал в студии только с консьюмерскими проектами, то минимум два года. Общение с кандидатом достаточно легко выявляет «подвижность» его мозга в решении сложных задач.
5. Есть общечеловеческие факторы, которые от специфики никак не зависят. Если у кандидата с ними проблема или он попросту не ужился в предыдущем коллективе, то специфика компании тут никакой роли не играет. Серьезному специалисту или профессионалу в области UX должна быть безразлична специфика, ибо он может работать с любым проектом одинаково эффективно.
Ольга Бердникова, дизайнер интерфейсов в JetBrains
1. UX – это пользовательский опыт. До сих пор не понимаю, как можно быть «дизайнером опыта», поэтому буду говорить о дизайнере интерфейсов. Дизайнер интерфейсов понимает проблему, придумывает решение и помогает его внедрить.
Проблема. Чтобы понять проблему, нужна информация. Информацию собирают и анализируют, расставляют приоритеты. На этой основе дизайнер придумывает решение. Если информация неполная, после внедрения скорее всего будут проблемы.
Дизайнеры проектируют интерфейсы для людей. Люди сложные, делают и говорят много всего, могут ошибаться. Поэтому информация будет неполная почти всегда, то есть и проблемы будут почти всегда. Это тоже надо уметь учитывать.
Бывает, что к дизайнерам приходят не с проблемами, а с готовыми решениями. Тут важно не бросаться рисовать кнопки, а понять, в чем настоящая проблема, – возможно, найдется более подходящее решение.
Решение. Чтобы придумать решение, дизайнер использует знания о том, как люди воспринимают информацию и взаимодействуют с ней. Тут много всего:
- как устроены память и мышление человека;
- как люди читают;
- как понимают, что можно нажать на элементы на экране, и как жмут эти элементы;
- как элементы на экране сверстать, чтобы читать и жать было удобно;
- как показать только нужное, без информационного мусора;
- какой опыт работы с интерфейсами у людей уже есть, как эта информация поможет упростить работу с новым интерфейсом, и много чего еще.
Неплохо знать, какие решения уже есть, и почему они такие. Выбрать из готового дешевле, чем придумывать с нуля.
Важно учитывать особенности платформы. У людей разные ожидания от работы с вебом, десктопными и мобильными приложениями.
Дизайнер должен уметь писать емкий, понятный и грамотный текст. Интерфейс – не место для графоманства.
Нужен минимум знаний о том, как тестируют интерфейсы. Это поможет в работе с коллегами, которые умеют проводить юзабилити-тестирование (есть мнение, что юзабилити-тестирование бесполезно, но это отдельная тема). Самостоятельно проверить гипотезу поможет коридорное тестирование.
Хорошо понимать, насколько трудозатратным решение окажется в разработке и насколько трудозатратное решение будет полезнее более простого. Не надо нагружать разработчиков бесполезной работой.
Дизайн интерфейсов – инженерная работа, а не влияние на визуальную культуру. Важно уметь решать в первую очередь практические задачи, а не поддаваться творческому порыву в выборе стиля интерфейсных элементов и поиске «правильного» шрифта.
Внедрение. Чтобы помочь внедрить решение, важна способность доводить начатое до завершения. Это самая рутинная часть: твоя работа вроде уже сделана, но на деле потребуется не один раз проверить результат разработки, попросить исправить, что не по макету, и исправить детали своего решения, если при разработке выяснилось, что что-то не подходит.
2. Для понимания проблемы часто достаточно блокнота. Если информация сложная, разобраться в ее структуре помогает mindmap-приложение.
Интерфейсные решения обычно изображают с помощью картинок. Картинки можно рисовать множеством способов. Какой из способов выбрать – зависит от задачи. Если нужно подумать о компоновке данных на экранах приложения, достаточно бумаги и карандаша. Если нужно сказать «сделайте ровно, как в макете», макет должен выглядеть как готовый интерфейс. Сейчас для этого обычно применяют Photoshop или Sketch. Если нужно показать интерактивный интерфейс, берется любой доступный способ повесить на статичные картинки клики и события по ним. Мне нравится InVision, где это просто сделать и показать другим людям.
Отдельная тема с прототипированием анимации в интерфейсе. Для этого есть специальные приложения. Говорят, Framer хорошее.
3. Насколько знаю, у нас в стране пока нет образовательного учреждения, которое готовит специалистов с дипломом «дизайнер интерфейсов». Обычно в профессию приходят люди с техническим образованием и интересом к пользовательским интерфейсам. После технического вуза человек умеет быстро учиться новому, разбираться в сложном, анализировать задачу, учитывать много деталей. Все это полезно в проектировании интерфейсов.
4. Под опытом работы обычно понимается длительность и место работы. Хорошо, когда дизайнер проработал хотя бы год под руководством другого хорошего дизайнера. Хорошо, когда это была компания с сильной дизайн-культурой, как, например, «Яндекс». Но все это не так важно, если портфолио и рассказ дизайнера о своем опыте работы говорят о приличном уровне.
5. JetBrains делает продукты для разработчиков. Поэтому полезно знать о разработке хоть что-нибудь.
Общение с нашими пользователями в багтрекере и сервисах поддержки – на английском языке. Разговаривать лучше уметь грамотно и вежливо.
В JetBrains, можно сказать, нет менеджеров, которые придут и скажут, что тебе делать. Самостоятельность и умение себя организовать требуются как нигде.
Александр Недзельский, руководитель веб-студии ITSOFT
1. Дизайнер UX сочетает в себе смесь инженерных дисциплин, дизайна, маркетинга, социологии и психологии. Он должен уметь спроектировать систему таким образом, чтобы цели и задачи системы совпали с целями и потребностями пользователей.
2. Требуется голова, карандаш и бумага, Sketch, Axure и Adobe CC.
3. Высшее инженерное образование и профильное графическое (желательное).
4. Наличие качественных работ в портфолио, логичность и последовательность в решениях.
5. Нет.
Денис Кортунов, директор по дизайну компании Acronis
1. Я считаю, что в первую очередь этот человек должен быть дизайнером, то есть уметь решать проблемы пользователей и делать это красиво. Вроде бы очевидное требование, но на практике UX пытаются делать люди без специальных знаний.
Необходимы следующие навыки:
- умение тонко чувствовать и способность представить себя в чужой роли;
- иметь широкий кругозор и понимание того, как устроен этот мир;
- отличные навыки коммуникации;
- всякая ерунда, вроде вкуса, понимания принципов дизайна, технических знаний.
2. Тут нет каких-то единых стандартов. Многое зависит от отрасли, в которой мы создаем UX. Если речь идет о пользовательском интерфейсе, то список такой:
- Глаза. Не их наличие, а умение ими действительно пользоваться. Требование на первый взгляд банальное, но проблема очень актуальная. Люди просто «не видят» очевидных проблем.
- Эффективный процесс. Правильное решение задачи – целый ритуал. Часто бывает неправильным сразу что-то начинать рисовать, это сильно сужает область поиска.
- Adobe Photoshop, Adobe Illustrator, Sketch и все остальное.
3. У человека должны быть релевантный опыт и портфолио. Я провожу собеседование, затем даю тестовое задание, которое выполняется дома. При выборе кандидатуры оцениваю резюме, портфолио, интервью, тестовое задание. Метод весьма надежный. С дизайнерами вообще просто – по картинкам все видно.
Что касается образования, то каких-то специальных профильных учебных заведений нет либо они появились совсем недавно.
Для работы в Acronis большим плюсом является хорошее знание английского языка. Я лично предпочитаю нанимать людей с высшим образованием, но это не обязательный фактор.
4. Желателен релевантный нашим задачам опыт работы от 5 лет. Брать людей с меньшим опытом – большой риск. Кстати, интересная ситуация с большим опытом: 10, 15, 20 лет. Это не имеет большого смысла, и часто я предпочел бы нанять человека с опытом 5 лет, а не 15. Странно, но факт.
5. Есть. Очень вескими аргументами «за» являются следующие вещи:
- знание английского языка;
- я называю это «гиковость». Важно знать и понимать, как работают компьютеры, мобильные устройства и прочее. Если человек увлекается всем этим, ему будет проще и интереснее работать у нас;
- умение общаться с людьми. Суровые интроверты – это забавно, но на самом деле – нет.